Обо мне

СТИХИ я

Музыка

Веложизнь

Путешествия

Группа "Сумрак"

Ссылки

Гостевая

 

 Отчет о вольной поездке на Соловецкие острова в конце июля 2006 г. Маршрут Екатеринбург – Волховстрой – Кемь – Рабочеостровск – Соловецкие острова (Большой Соловецкий остров, Муксалма, Заяцкие острова, Кузова, Анзер) – Рабочеостровск – Кемь – Санкт-Петербург – Екатеринбург.

 Соловки – удивительнейшее место, острова, раскинувшиеся в Белом море, всего 150 км до полярного круга. Здесь уже белые ночи, а монахи в свое время выращивали арбузы и виноград, очень ровные песчаные дороги, красивейшие закаты, более 500 озер и всего 946 жителей. Остальные - приезжие (просто любопытные,  люди, облюбовавшие этот край и паломники). Очень разные, из разных мест, но, тем не менее, на островах царит удивительная атмосфера спокойствия и умиротворенности, и каждый находит то, что ему надо.  

Большинство попадают сюда по морю – вечный пароходик «Василий Косяков», монастырские катера, «Створ» и маленькие частные катерки. 2,5 часа от Рабочеоостровска и вы на острове (любопытные – доставайте карту Карелии). Второй вариант – самолет из Архангельска, либо Петрозаводска, обещают к концу лета открыть рейсы из Питера. Все зависит от вашего кошелька и  времени. Впрочем, езжайте морем – не пожалеете. Прибыв на Соловки «Косяков» чалиться к пристани в бухте Благополучия. Толпа сходит на борт по трапу, но можно совершить хитрый маневр и, слезши через борт, в числе первых оказаться на берегу. Рядом вздымаются мощные стены (сложенные из валунов) Соловецкой крепости, построенной монахами еще в 15 веке, за стенами монастырские здания, деревянные луковки церквей, белоснежные стены – все это мне безумно напоминало в хорошую погоду солнечную Испанию.

Согласно предписанию я первым делом отправилась в лесхоз за разрешением на постой, картой и выяснением ситуации на острове. В лесхозе меня немного расстроили, сказав, что с прошлого года около поселка стоянка разрешена только на территории кемпинга, либо на дальних озерах (около 15 км пешком). Поразмыслив, я попросила, чтобы мне показали дорогу к кемпингу, решив первую ночь провести там. Оказалось – это рядом – небольшой взгорочек с березовой рощицей и красной деревянной будкой в центре, по периметру огороженный веревками. Заплатив деньги за несколько дней, я пошла выбирать место под палатку. Бродила долго, примеривалась, принюхивалась – в конце встала в низинке, где в ближайшей видимости не было никаких палаток. Позавтракав (суджук с хлебом, пара конфет и минералка), я поставила палатку, раскидала шмотки и, прихватив фотик, пошла в свой первый обход острова.  

Первым делом на берег моря – это так здорово. Вода чистейшая, прозрачная – видно очень далеко, летают чайки,  берег каменистый, дальше растут чахлые сосенки и березки и шикша с лишайниками. И воздух – воздух, пахнущий йодом и солью, морской прохладой и свободой. И нет людей :). Волны тихо накатываются на бережок, я пробую воду на вкус – очень соленая и тоже прохладная. Чуть подальше от берега болтаются кусты фуксии, иначе ее называют морским виноградом за то, что в «листьях» много камер, заполненных воздухом. Если такой куст достать и чуть-чуть подсушить, то его вид будет напоминать виноградную гроздь. Говорят, что свежесобранная и правильно поджаренная фуксия очень вкусна. На берегу валяются, словно широкая веревка (несколько сантиметров), сбитые остатки морской жизни – это и водоросли, и непонятные полые трубки растений, и обломки деревьев – выбеленные и высушенные солнцем и ветром, ракушки (правда, по сравнению с южными морями их очень мало). Если встать босиком на эту зону, то она начинает приятно пружинить у тебя под ногами.  

Разувшись, я бездумно бреду по берегу – здесь, сегодня мне некуда торопиться и не о чем думать, я просто наслаждаюсь. Западный берег очень изрезан, и, повторяя все его изгибы, я бреду и бреду .... 

Возникает желание окунуться – ох, очень бодрящая водичка, два нырка, три взмаха и быстрее к берегу, к теплым камням и солнцу.  

Так по берегу я добредаю до поселка. Захожу в магазинчики – скорее из любопытства, посещаю сувенирные лавочки – на острове их несколько, рассматриваю карты и книжки про Соловки (в книжных нашего города ничего не нашла, продавцы меня удивлено спрашивала – А Соловки, это где?). Узнаю про прокат велосипедов.  

Притомившаяся возвращаюсь в лагерь, понимаю, что ничего не хочу, хочу СПАТЬ!  С трудом заставляю себя раскатать спальник и залезть в него и БУХ....... 

Разбудил меня уже солнечный свет. Первым делом – взгляд на часы. Ведь на сегодня у меня есть грандиозные планы – взять вел и объехать за день как можно больше мест. Уже 9 часов – ужас...... Развожу костерок, в одном котелке и чай, а  потом каша. Собираю рюкзак – так это сюда лезет, это нет – в итоге, смотря на синющее небо, оставляю и ветровку и дождевик в палатке, беру с собой только флиску, немного еды, велоаптечку, челоаптечку, фотик, карту. Так как раз в рюкзаке есть место для воды, осталось зайти за ней в магазин. Все – я готова, иду выбирать мой первый прокатный велосипед.  

Выбираю долго, горных всего несколько штук – двуподвесы в сторону, еще один мне мал, катаюсь на трех оставшихся – никак не могу решить какой из них. Пока выбираю и обкатываю велик, знакомлюсь с владельцами проката, а заодно и сувенирной лавочкой. Выспрашиваю у них о том, как проехать вот сюда, есть ли дороги, обозначенные на карте острова. На удивление мне очень подробно все рассказывают, говорят про повороты, потом про тропинки еле заметные вдоль моря. Про наемных мужиков – собирателей водорослей около Ребалды (быть осторожнее) и много другой полезной информации. 

Любовь к Трекам побеждает «Беру вот этот, - и гордо показываю на Трек, - Только вы знаете у него так неприятно скрипит цепь, давайте мы ее смажем». «Без проблем сейчас доедем до мастерской и все будет ОК».  

Меняю права на велосипед и мы отчаливаем в сторону мастерской. Проехав чуть за пристань, навстречу нам попадается мастер, едущий на веле и еще один вел ведущий рядом. Вот тут мне повезло еще раз – мы поменялись с мастером велосипедами – у него был новенький, весь в масле Трек (то ли только что купленный  и собранный, то ли просто новый из ремонта). Сев на него я машу им ручкой, а они желают мне приятной прогулки. 

Тыг-дым-тыгыдым стучат мои зубы, когда колеса проезжают стыки бетонных плит. Выезжаю за пределы поселка, чудная песчаная дорога. По ней через множество озер, через небольшие горки я доезжаю до изумительного места – озера Большое Красное. Не знаю почему его назвали Красным – вода в нем прозрачная, чистейшая, видны камешки, рыбешки, ясное дело, что невозможно удержаться, и я ныряю в воду, фыркаю от удовольствия, плескаюсь некоторое время. Вылезаю на берег и тихо обсыхаю, одеваюсь и еду дальше. Вот поворот на Секирную гору – но сегодня я мимо, вот поворот на Савватьевский скит – о, мне сюда, у меня идея найти тропинку и по ней проехать к самым северным шхерам Соловков и увидеть своими глазами, пощупать руками как каналы соединяют озерную систему и море. Ощутить – вот здесь пресная вода, а через несколько метров – она уже соленая.  

Скажу сразу, что поиски тропинки не увенчались успехом, продираться просто сквозь лес на север мне не понравилось – болото и чащоба + отсутствие компаса. Поэтому я возвращаюсь к своротке и еду дальше в глубь острова. Ба, дороги снова ветвятся – про эту развилку мне никто ничего не говорил, логическим путем выбираю дорогу, идущую на север, ибо хочу же я увидеть северное побережье Соловков. Еду очень долго (или мне так кажется, ни велокомпа, ни часов, ни ГПС у меня нет). Дорога бежит с горки на горки, но ощущения безумных подъемов нет, вообще не замечаешь, что едешь в горку, не знаю, но на Соловках мне впервые было очень легко заезжать в горки. А вот камешков очень много, и ям, и колея, в целом рельеф  сложнее, чем таковой же у Фэткэтовских дорожек вкруг Таватуя. Я уже серьезно задумываюсь, что зря не взяла шлем, что здесь он совсем не лишний.  

Местность вокруг становится все более «мокрой» - трава гуще и выше, земля, а не песок как везде. И вскоре впереди блестит какая-то вода. Согласно карте – это губа Грязная. Подъезжаю ближе – она самая. Самое время перекусить – осталось выбрать место. Бросив велик на дороге, выхожу на мыс и выбираю место посимпатичнее. Потом возвращаюсь и сначала проезжаю на веле, а потом протаскиваюсь с ним на самый кончик мыса. Обозревая бескрайнее Белое моря, нежась в лучах полуденного солнца, с удовольствием жевала суджук и запивала его чуть теплой минералкой.  С севера наползают непонятные тучи,  сосны и ели на островах в губе мотаются на ветру. Но все равно очень завораживающая картинка. Здесь же я снова искупалась в море, потом долго сидела на берегу и смотрела вдаль – согласно описанием на северном побережье встречается нерпа и лахтак (морской заяц). Но ни одна усатая морда не пожелала показаться из воды :(. Между тем погода начинает совсем меняться – ветер усиливается и видно, что в море (километрах в 15), идет сплошной стеной дождь. Меланхолично размышляя  о превратностях погоды и о перспективе дождя, я собираю вещи и выдвигаюсь дальше.  

На следующем мысу стоит Новососновка – пара хижин, где живут Ловцы Ламинарии. Дорога к этому мысу насыпана и укреплена здоровенными булыганами. Из любопытства и желания узнать про дорогу на Ребалду по побережью я хотела к ним заехать, даже взобралась на пригорок. Издалека видно закопченные тушки рыб, развешанные на веревках, только позже я сообразила, что никакая это не рыба, а та самая ламинария, которую вывешивают для просушки.  

Для чего ламинарию используют именно на Соловках я не знаю, а собирают ее так – на деревянной небольшой лодке Ловец выходит в море, выбирает самые хорошие кусты ламинарии и деревянными граблями на очень длинной ручке осторожно вытаскивает листья (листья очень здоровые – несколько метров в длину, порядка 10 и более см в ширину, толстые) и складывают в лодку. Когда набирается полная лодка, Ловец поворачивает к берегу и развешивает ламинарию на веревках, причем часть висит просто на солнце, а часть под навесом. Издалека это фееричная картина – десятки золотисто-бурых хвостов развеваются на ветру, не сразу понимаешь, что это такое. Дальнейшая технология мне неизвестна.   

Не знаю почему, но от этих хижин я повернула назад и, подъезжая к самому узкому месту мыса, увидела семейство велосипедистов, идущее по берегу в мою сторону – они то мне и рассказали во всех подробностях про дорогу. Спускаюсь и иду по их следам – ехать пока невозможно – песок, хоть и укатан морем, но проваливается под колесами и вел буксует. Постепенно выхожу на твердую дорогу и еду. Это СУПЕР – с одной стороны море и ты знаешь, что дальше в этом море уже нет никакой земли, что дальше там только льды Северного полюса, а справа высокие нагретые сосны и смесь запахов – запах леса и запах моря. Просторность в пространстве и во времени......  

Очень забавно спешиваться и идти вдоль кромки моря,  играть с волнами в пятнашки,  выискивать причудливые куски деревьев, выброшенные на берег, и раковинки и следы птиц на песке. Но самое главное – вода, постоянно меняющаяся, манящая, живая.........  

Очень быстро чередуются каменистые и полностью песчаные участки и в зависимости от этого – в море разный набор живности, точнее на песчаных участках вообще никого нет. Конечно же, я не удержалась и искупалась на песчаном участке. 

В одном месте на берегу начал гореть лес – точнее шаяла подстилка (она толстенная, в несколько сантиметров). Ветер раздувал это все в пламя и было очень много дыма. Я ничего не могла сделать :(. Воду носить не в чем, шорты и майка не спасают от жара и дыма. Пробовала прибивать огонь сломанными ветками – бесполезно. В одном месте прибьешь, ветер успеет раздуть в другом. А ты уже должен выскакивать, чтобы глотнуть свежего воздуха – ЖУТЬ.  

Мегафон ни по 01, ни по 1, ни по другим комбинациям не хотел соединять с МЧС. Других телефонов на острове я не знала, вообще ни одного телефона не знала. Приняла единственно возможное решение – ехать в Ребалду как можно быстрее, по дороге, пытаясь дозвониться до МЧС. И с надеждой смотрела на небо – ходили тучи и вдали, в море шел дождь. На берегу – один ветер, разыгравшийся не на шутку. 

Кручение педалей и верчение башкой по сторонам – все-таки очень красиво. По дороге мне попалась еще одна избушка Ловца Ламинарии – там-то я и проехали в метре от висящих хвостов и они даже шуршали, чуть-чуть, честное слово, поворачиваясь ко мне разными боками. Кинув вел, постучалась в избушку, раздался голос – Входи. Внутри деревянная темень и затхлость, пара железных коек, маленькое оконце, стол, на одной из коек лежит тощий мужичок, с чем-то вроде Примы в зубах и читает замусоленную книгу (или журнал). На окне висит старый радиоприемник с выведенной медной проволокой, хрипло вещает Маяк.  

Обрисовываю мужичку картину – он очень спокойно сначала расспрашивает, где это. Потом вяло объясняет, что никакой связи с мастером его участка нет, что мне имеет смысл сообщить обо всем мастеру в Ребалде. Вообще, его полное равнодушие меня задело – наплевать ему было на этот начинающийся пожар. 

Делать нечего я усиленно продолжаю крутить педали в сторону Ребалды, дорога постепенно уворачивает от моря и идет по сосняку-беломошнику. На небе вовсю воюют тучи, но дождя нет – только ветер. Уже на сплошных нервах доехала до Ребалды и сунулась в первую открытую дверь – оказалось магазин. Магазин из далекого детства в лесной глуши – такое же помещение, такой же разговор и ассортимент – крекеры, п/масло, соль – ВСЕ!  

Спрашиваю у продавщицы, где найти мастера участка и иду в нужный мне дом. Мастер оказался вполне адекватным человеком и, успокоившись, я продолжила путь дальше. Тут начал накрапывать дождичек – сначала чуть-чуть. Я пыталась ехать по обочине дороги, в надежде на то, что деревья меня прикроют, постепенно дождичек разошелся все сильнее и вот уже вода противно стекает за шиворот – что ж надо быстрее крутить педали.  

Наступило состояние, когда страх от меня уходит, и тормоза я не зажимаю и довольно весело с горочки на горочку, по деревянным мосточкам я докатила (около 20 км) до кемпинга.  

К этому времени дождик перестал и небо посветлело. Странно – когда я ехала, тучи окружали остров со всех сторон и я была уверена, что установиться непогода на много дней. Заезжаю на территорию через центральный вход, меня сразу же окликает трое братьев велосипедистов. Они хотели было поиздеваться над тем, куда меня черти по такой погоде носили, но поиздевалась я над ними, рассказав весь свой дневной маршрут :). 

Оказалась, что ребята ехали по нему же, но с ночевкой и в другую сторону (мне навстречу). Они мне рассказали про какие-то жуткие болота, поваленные деревья. Ничего такого я не заметила – вообще идеальное место для прогулок. Слово за слово (правда, пальцем около виска они крутили несколько раз) мы разболтались, дошло до того, что я перенесла свой лагерь в новое место. Погода совсем наладилась.... 

Белую ночь (и, скажите, зачем я в крайний перед отъездом день носилась в поисках фонарика по городу) мы душевно проболтали и просидели у костра. После 12 на небо вылезла жирная лунища и зависла сначала над иноземными тарелками метеостанции, а потом над крепостными башнями. Спать я ушла около 4 часов. 

Итак, результат второго дня – почти 12 часов езды и хождений, проехала более 60 км, море впечатлений, хорошая компания в лагере.

 

День третий

Вставание и завтрак, еще есть время до сдачи велосипеда. Решаю отправиться в другую сторону на поиски Переговорного камня и если успею – доехать до мыса Печак.  

Переговорный камень – плита с надписями, установленная на берегу моря в том месте, где в 19-веке проходили переговоры между командиром английского эскадры (времена Крымской войны)  и архимандритом Александром. Первый предлагал сдаться, а второй топал ногой и говорил, что никогда не было иноземцев на земле Соловецкой и не бывать им тут. Переговоры зашли в тупик, и каждый отправился восвояси. Правда, англичане обстреляли монастырь и даже сделали пару дырок в стенах, но все равно монастырь остался нашим, а англичанам пришлось убраться восвояси. Монахи молодцы! (Существует несколько версий этого обстрела, его причин и хода, я изложила ту, которая ближе всего мне).  (А в честь этого события был отлит колокол, который теперь стоит в центре внутреннего двора в Кремле

Вот на поиски этой плиты я и отправилась. Для начала заехала в леса и через серию лугов и сенокосов, мимо маленьких озерец с кувшинками дорога привела меня на свалку – неприятный запах заставили крутить меня педали в другую сторону. Я выбралась к морю, нашла нужную развилку и поехала – согласно схеме вот он поворот к камню – поворачиваю и  где-то объезжаю, где-то обхожу пару мысов – камня нет, но все равно здорово – потому что солнце, потому что море, потому что красиво.  

Во время поисков ко мне примкнул еще один случайно встреченный веллер. Он ехал просто так, а я помогла ему сбиться с этого пути «просто так». Весело общаясь, мы обошли еще несколько мысов.  

Если бы не время сдачи велика, поехала я бы дальше, а, так попрощавшись с Андреем, я возвращаюсь по песчаной дороге в поселок и со словами благодарности возвращаю велосипед прокатчикам и получаю свой документ.  

Что делать дальше – куда пойти еще – мест очень много и хочется всего и сразу. Решаю заглянуть в справочно-гостиничное бюро, чтоб узнать про экскурсии на другие острова и по острову (рядом находятся знаменитые Заяцкие острова, и Анзер). Бюро расположено на первом этаже деревянной гостиницы, есть информационный терминал, где ты сам в своем режиме можешь просмотреть информацию о предлагаемых экскурсиях, историю Соловков, пролистать фотоальбомы.

Посмотрев то, что меня интересовала, иду к столу, где сидит тетенька и записывает на экскурсии. После беседы с ней записываюсь на Заяцкие острова, и на Анзер. Остальное меня не прельщает, т.е. прельстила экскурсия по озерам, но в нужном мне формате она бывает только тогда, когда приезжают группы школьников или студентов, нормальных взрослых (это она так назвала их) не прельщает более чем 8-часовая гребля, а потом еще и пешая прогулка. Жаль, придется выдумывать что-то свое. От остальных экскурсий она меня отговорила и посоветовала побывать там самостоятельно (спасибо ей за этот совет). 

Возвращаюсь в лагерь, что-то съедаю и иду в Макарьевскую пустынь – место, где находится Ботанический сад.  

По дороге захожу посмотреть на Филипповские садки. Это специально отгороженный участок моря (отгорожен с помощью дамбы), в котором настоятель монастыря Филипп Колычев придумал разводить и содержать рыбу для пропитания монахов. В хорошую погоду рыбу ловили в море впрок, потом спускали ее в садки и по мере надобности вылавливали ее уже из этих садков и везли в монастырь. За счет того, что вода просачивалась сквозь валунную дамбу, она не цвела, а так как морская, то и треска и селедка могли жить в садках припеваючи :).  

Для своего времени (середина 16 века) Филипп Колычев знал и умел очень много. Большинство своих идей он воплотил в жизнь – построил эти садки, построил первые дороги на острове, соединил в единую сеть озера,  завез и стал разводить на острове оленей, механизировал многие процедуры в бытовой жизни монастыря (варку и разлив кваса, сушку и просев зерна и муки), построил кирпичный завод, чтобы был свой материал для возведения церквей и хозяйственных построек внутри Кремля. Жалко, что Иван Грозный отозвал его с Соловков, сделав Митрополитом Московским. Филиппу сильно не нравилась опричнина, в меру своих сил он пытался изменить существовавшие порядки, но пострадал сам, его сослали в острог под Тверь, и там он был задушен в своей келье (практически сразу же после заключения)  Малютой Скуратовым. Тем не менее, пока Филипп был жив и имел власть – он не забывал о Соловецком монастыре и посылал деньги, серебряную утварь, оказывал другие знаки внимания этому месту.  

Честно говоря, именно Филипповские садки меня не впечатлили – да интересно, но мною они были восприняты как большая лужа, дамба – да мощная, красивая, но не было впечатления какой-то целостности. А еще в этих садках – уйма комаров – они, если нет ветра, готовы вас сожрать живьем. 

После садков, иду дальше по дороге, вот указатель в Ботанический сад – основная дорога, но я выбираю вход с другой стороны, поэтому еще некоторое время иду по той дороге, где ехала вчера, вот и тропинка к черному входу. Деревянный настил ведет на горку, слева остается озеро Кухонное (в нем очень удобно мыть голову). На горке стоит деревянный двухэтажный дом, вокруг растут разные кусты и деревья – набор как у нас в дендрарии – есть клумбы с цветами. Спустившись с горы, попадаешь в нижнюю часть сада, лиственничная аллея, кедры. История такова, что изначально здесь был воскобелильный завод, а так как было много тепла, то построили оранжереи с искусственно подогреваемой почвой и, согласно записям, в них удавалось выращивать дыни, виноград, огурцы. Позднее, когда завод перестал работать, здесь разбили Ботанический сад.  

Возвращаюсь в лагерь по основной дороге.

 

День 4 – Заяцкие острова

 Встаю даже раньше будильника, высовываю нос наружу – серое небо, тучи, очень тепло – немного расстраиваюсь. Развести огонь, вскипятить чай и сделать завтрак, съесть его и к домику экскурсионного бюро, около которого собираются все участники поездки на Заяцкие острова, в просторечье  Зайчики. Пока дожидаемся всех участников и экскурсовода, начинает накрапывать дождь. Народ достает куртки, зонтики. Я облачаюсь в любимый зеленый дождевик, а-ля Бэтмэн. Гуськом идем к причалу, где стоит музейный катер. Грузимся на него согласно купленным билетам :). Люди, прячась от дождя, забиваются в трюм, некоторые остаются на палубе. Катер отдает швартовы.

Примерно через полчаса показывается Большой Заяцкий остров, а рядом через пролив Малый. На самом краю Большого острова стоит деревянная серая церковь, какая-то жилая сторожка, на берегу - причал и непонятное каменное сооружение. Позже нам объяснили, что здесь была построена одна из первых каменных российских гаваней. Выглядит это как 4-х угольная лоханка, с одного угла проход в нее заложен камнями не до конца. Через этот проход суда заходили в гавань, разворачивались и вставали на якорь. Одновременно гавань могла принять 5 судов.  

Церковь была изначально построена на Соловках, потом разобрана и привезена на Заяцкие острова и здесь вновь собрана в 1702 году, за несколько недель до приезда Петра Первого. Петр с эскадрой из нескольких кораблей посещал Соловки и потом зашел на Заяцкий остров и в этой церкви (она названа в честь Андрея Первозванного) был впервые освящен морской флаг России – Андреевский стяг. Все суда Петра благополучно дошли до Петербурга и уже там были оформлены юридические бумаги, признающие Андреевский стяг официальным морским флагом России.  

На острове пережидали непогоду промысловые кАрбасы (интересно, что ударение на первый слог, и то, что на юге лодки подобной конструкции называются баркасы). Поэтому в то же время была построена Поварня – общественная кухня и ледник – все из валунов. Ледник – это северный аналог погреба: выкапывается глубокая яма, на дно складываются камни, сверху возводятся стены и крыша из валунов. Поверх стен и крыши насыпается слой земли. Весной в море вырубаются здоровенные куски льда и складываются в эту яму. В течение всего теплого сезона ледник используется как холодильник, лед не успевает растаять. В леднике есть небольшая деревянная дверь, через которую собственно загружаются глыбы льда и продукты. Эти ледники встречаются всюду на Соловках, и каждый производит впечатления внушительности.  

Далее по деревянному настилу идем к достопримечательностям Заяцкого острова – мегалитам. Мегалиты представляют лабиринты различного размера и различных конструкции, а также сейды (каменные насыпи). Еще есть непонятные каменные выкладки – на земле выложены камни в один ряд в форме звезды, оградки, тюленя. Кто, когда и зачем все это построил – существуют только гипотезы. Всего на сегодняшний день насчитывается 39 лабиринтов и много-много других  мегалитов.  

Лабиринты – это спиралевидные сооружение из выложенных валунов, высота «стенок» до 40 см, они имеют один вход и один выход, в начале (перед входом) и в центре лабиринта бывают специально сложенные груды камней. Между «стенками» (сейчас стенки поросли черникой, шикшей и мхом) вполне можно пройти.  Самый большой лабиринт достигает 40 метров в диаметре. Если смотреть сверху – то по сложности завитков они напоминают лабиринты из учебников по «Занимательной математике». Раскопки в центре лабиринта и около входа ничего не дали. Не обнаружено взаимосвязи между сторонами светами, местоположением входа, высотой, размером. Какие-то парафизические поля не выявлены, компас ведет себя нормально.  

Точный возраст лабиринта определить невозможно, лишь по найденным в сейдах (это каменные курганы) зольным остаткам и орудиям можно говорит о том, что все эти постройки относятся к 1-2 тысячелетию до н.э. Также в сейдах были найдены перепогребенные останки людей и косточки жертвенных животных.  Активно занимался раскопками и зарисовкой лабиринтов археолог (о, не помню его фамилию, начинается на К), все свои материалы он представил на Парижскую выставку, но после выставки материалы не вернулись в Россию, они таинственным образом пропали. Позже раскопки продолжил заключенный СЛОНа, но он был уничтожен и часть записей тоже пропала.  

Подобные лабиринты встречаются в Карелии, Скандинавии, странах Европы. 

Одна из теорий гласит, что лабиринты – это культовые сооружения протосаамов, которые приходили сюда, чтобы совершить обряд инициации. По другой версии на острове жили одни шаманы, и они протаскивали умерших через лабиринты, чтобы те бесповоротно ушли в мир иной, забыли дорогу к дому и не болтались в непонятном пространстве между царством живых и царством мертвых.  

Также связывают эти лабиринты с Калевалой. Именно сюда приходил Калевала, чтобы убить двух змей, охраняющих вход в царство мертвых и вытащить из царства мертвых какой-то светоч. А если смотреть на лабиринт сверху, то он напоминает двух змей, свернувшихся клубком, а каменные кучки у входа и в центре лабиринта – это две головы. 

Добрые экскурсанты придумали теорию, что лабиринты построили сами экскурсоводы с целью сбора денег с доверчивых туристов :). Смех смехом, а подобный лабиринт можно соорудить за день-два (кстати, на Соловках уже сами туристы развлекаются постройкой «мультяшных» лабиринтов).  

Когда на остров пришли монахи, они поступили очень мудро – не стали трогать эти сооружения, они их «освятили» (не знаю, как правильно назвать процедуру, когда через определенные церковные обряды ставится заслон между одним миром и другим). Знаком совершенного обряда являются выложенные из валунов кресты, тоже огромные в несколько метров.  

Еще на острове очень много зайцев, а на другом конце – птичьи колонии. Изначально с Соловков сюда ездили за яйцами морских птиц, которые использовались для приготовления строительных растворов.  Одного жирного зайца мы видели – сидел он около сейда, большой, длинноухий в блестящей шкурке... 

Завершив круг, возвращаемся к причалу, где наш катер уже стоит под парами. 

Дождик продолжает накрапывать. По возвращении на остров я решаю побывать в Кремле, все равно сверху капает.

 

День 5 - Муксалма

Я договорилась с Антоном, что он даст мне свой велик, и я могу почти весь день кататься, т.к. он весь день работает – катает туристов на лодках :).

С Антоном мы познакомились еще во второй вечер. Типично северный внешний вид и характер не спешный, а сам он из Москвы (вот уж точно не скажешь ни по поведению, ни по речи). На Соловках отбывает свою смену (40 дней) в качестве спасателя Московского отряда МЧС.  

Начиная с первого и до последнего рейса Косякова, на острове есть спасательная служба, смены меняются раз в 40 дней, отряды со всей страны, у них свои лодки, свои приборы, своя медицина. Цель пребывания на острове – вылавливание глупых туристов, совершающих вояжи от материка в сторону Соловков на самосплавных средствах – байдарки, каты, также сопровождение экскурсий, медицинская помощь и ну и всякое другое. Сами они говорят, что это просто отпуск, т.к. ничего серьезного, тьфу-тьфу-тьфу, не случается. Такая система существует с начала 2003 года. Вообще здорово, два дня работаешь, а два дня отдыхаешь и делай здесь, что хочешь. Антон на острове в третий раз, поэтому побывал везде и его рассказы про вкусные местечки можно слушать бесконечно. 

Антон для души вечерами болтается в кемпинге и общается с разными людьми, еще он любит глазеть на приходящие суда и на приезжающих людей........  

Вел – чудо – Trek Navigator (номер не помню), с очень удобной рамой, а главное – седло с армотизирующим штырем и двумя пружинами в самом седле – в общем можно на таком седле кататься вечность – правда, сам велосипед достаточно тяжелый. Еще немного усугубили ситуацию велоштаны (хозяин отказался их отстегивать, пришлось в них все перегружать). 

Место моего назначение Муксалминская дамба – дамба, построенная между Соловками и островом Большая Муксалма в середине 19 века. До этого был пролив с маленькими островами, обнажающимися во время прилива (местные такие острова называют – корги). Расстояние около километра и на всем этом протяжение сложены валуны и получается извивающаяся дорога над морем, высота, наверное, метра 4 и вполне приличная ширина – может машина проехать и еще место останется. За все это время дамба не развалилась и насколько я понимаю, не ремонтировалась (если исключить вбивание железных скоб, скрепляющих валуны, но визуально этих скоб очень мало). Еще поражает, что в центре есть три створа для воды – через них проходит средняя лодка, сверху они перекрыты деревянными бревнами, а на бревна насыпаны камни. Во время отлива (а может быть и всегда) там очень сильное течение, видно как вода словно под горку бежит с севера на юг. На дамбе здорово – ветер обдувает со всех сторон, и слева и справа море, а если подойти к раю дамбы, то можно наблюдать за жизнью морских обитателей – меня всегда завораживает рассматривание дна, если вода прозрачнейшая.

 По дороге на Муксалминскую дамбу я предавалась сомнениям – ибо не верится, что на дамбу идет такая разбитая дорога через болота. Я даже доехала до какой-то лужи, потом подумала – наверное, я свернула не там где надо и вернулась к последней развилке – проехала другой дорогой – уперлась в частные владения, развернулась и, оставив свои сомнения, поехала по старой дороге, через болота и лужи. На болотах растут мелкие  редкие сосенки, а еще море морошки – ее хорошо видно и на скорости :). Была она почти что спелая, такая янтарно желтая, очень мягкая. Объелась я. 

Когда подъезжаешь к дамбе, то слышен шум моря и деревья меняются на низкие березки и ольху, а потом открывается сама дамба – словно змея она вьется по морю и уходит вдаль.  

Дамба строилась, чтобы соединить остров Соловки с островом Муксалмой, т.к. на Муксалме много удобных пастбищ и ровных площадок для выгула скота, в том числе и лошадей. Изначально (16 век) монахи на лето перевозили скот на Муксалму. Перевозили на плотах, специально построенных для этой цели. Маршрут начинался в Долгой губе и шел через пролив Железные ворота. Пролив получил такое название, т.к. здесь возникает очень сильное течение во время отлива (от Долгой губы в сторону материка), а во  время прилива (в другую сторону) и надо обладать железной силой, волей, умом, чтобы благополучно повести плоты и высадиться на Муксалме. На Муксалме был специально построен скотный двор, была церковь и 2-х этажное здание для монастырской братии. Меня эти постройки и это место не впечатлило. Более того, с  Муксалмы мне хотелось убежать и убежать как можно быстрее. Почему – не знаю .... 

Из чувства любопытства я заехала на остров Муксалму – и пыталась проехать дальше – по горке вверх и далее по лесной тропинке, но штаны сильно мешалась и поэтому далеко я не уехала.  

Вернулась на дамбу, походила, пощелкала, посмотрела и посидела на краю.

На обратной дороге консультировала велосипедистов, которые сомневались, туда ли они едут и спрашивали – далеко ли еще до дамбы? Встретила дядечку на Старт-шоссе с рюкзаком на багажнике и сумкой на руле. Дядечка весьма колоритный, если не путаю из Нижнего – объезжает весь остров – все свое возит с собой, поэтому ночует каждый раз в новом месте.  

Рассказал, что вчера сильно навернулся (ну и не мудрено, я не представляю, как можно ездить на таких тонких колесах???) и разбил себе нос (сильно). Пожаловался, что нет зеркальца (в промтоварных магазинах в поселке его тоже не оказалось) и мазать свой нос ему страшно неудобно. Зеркальце у меня с собой было только одно и отдать я его никак не могла :(. Пожелав друг другу легкой дороги, мы рассталась.  

По дороге уже по привычке искупалась в новом озере – хорошо. Ответила еще несколько раз – в ту ли сторону ехать на дамбу. 

После возвращения в поселок я ради интереса доехала до лодочной станции – узнала расписание работы и цены. По дороге встретила двух противных мужиков – в первую сторону они язвили на предмет того, насколько же мне легко взбираться в горку, а обратно я их встретила на той же самой горке – мы спускались. И вот ведь черт – один из них, желая быть галантным, все время пытался уступить дорогу. Закончилось это тем, что мне пришлось отворачивать и падать в пыль :(. Ладно, что до этого я на тормозах ехала, поэтому номинально ободрала ладошки и под сочувственные охи и ахи покатила дальше.  

Покаталась в свое удовольствие по лесным дорожкам, искупалась в море, а тут пришло время и лисапед отдавать. Не без сожаления я с ним рассталась.  

Остаток вечера я, должно быть, бродила по Кремлю и вокруг него, а еще купила в магазе обалденнно вкусные ромовые бабы и тут же вечером съела их :).

Вечером в лагере еще общалась с самыми разными соседями. Спать отправилась как всегда не очень рано :).

 

День 6 - Кузова

Сегодня по плану у нас экскурсия на Кузова с чудной девушкой Машей или Марией (кому как больше нравиться). 

Собираемся все у сувенирной лавочки, точнее сувенирного автобуса – синенький автобус стоит на взгорочке, а в нем продаются Соловецкие сувениры. Предприимчивость меня поразила, ибо продавался за деньги даже мусор (окатанные стекла, кусочки дерева, сгнившие пробки), найденный на морском берегу – цены почти что символические, но все равно.  

Собирается группа – всего 10 человек плюс сама Маша (до этого она все утро гоняла на мотоцикле с коляской в поисках своего отца, утащившего ключи от сарая, где лежит солярка). Едем мы на катере – он очень маленький (не спрашивайте про морские параметры, длина, наверное, метров 7 и в самой широкй части он метра три), название у него «Диксон» и на борту нарисован белый медведь. История такова, что Машин родитель родом с острова Диксон, оттуда он приехал на Соловки и прожил здесь жизнь :).  

Катер чудесен. Всю дорогу до Кузовов я сижу на самом баке, нюхаю воздух и качаюсь на волнах. Меня заливают соленые брызги, рядом летают, ловят рыбу, парят различные птицы. Около одной из луд. на камешке стояла интересная птаха – размером с сороку, на довольно длинных ногах, сама вся такая черная, грудка белая, а клюв оранжевый. Этот оранжевый клюв выглядел очень необычное, такое ярко пятно для тех мест. (Когда мы шли назад, эта птаха сидела на том же месте и если бы она не взлетела, я бы подумала, что это памятник или ловушка для туристов). Дома я выяснила, что птичку зовут кулик-сорока.  Рекомендую – езжайте ради интереса на самом носу маленького катера, чтобы испытать все прелести морского путешествия.

Кузова – группа остров шхерного типа (всего их насчитывается около 30 больших и сколько то совсем маленьких) лежащие практически на половине пути между Соловками и материком (если прямую вести до поселка Рабочеостровск). Территориально Кузова относятся к Карелии. Внешне они напоминают какие-то округлые формы или высунувшихся морских животных со срезанным началом и концом – следы ледника.

Еще на катере Маша показывала нам рисованную карту (в духе острова сокровищ) главного острова – Немецкого Кузова – название такое, что в непогоду здесь отстаивались иностранные корабли, а понятно – все что не русское, то неметчина. Немецкий Кузов самый большой из всех, на нем есть источник питьевой воды, две горы, лес, перевал и огромной количество мегалитов (камень Медведь, глаз Одина, трезубец, много сейдов, дольмены в северном понимании этого слова, менгиры, просто памятные знаки). 

На берег мы высаживаемся на лодке, которая всю дорогу болталась на веревке за нашим катером. И для начала идем на Левую гору, чтобы посмотреть на Медведя – это отдельно стоящий камень – метра 3 на 2. Внешне он большинству напомнил медведя, хотя мне он показался похожим на голову кошки с прищуренными глазами. Он стоит и шатается, рядом нет подобных камней, ему неоткуда было упасть или скатиться – вот и понимай, зачем и кто его выставил на склоне.  

Далее мы видели камень, который напоминает лицо Одина, как его стилизованно рисуют в сагах. Еще нам показали камень с вытесанными небольшими зарубками, по которым можно залезть наверх. И камень с трезубцем – на внешней стороне камня выдолблено нечто напоминающее трезубец. Маша утверждает, что там брали какую-то пыль из разных мест «Трезубца» и эта пыль по возрасту доказывает, что это дело рук человека, а не продукт выветривания и прочих процессов (меня не убедило, до сих пор считаю, что все это могло получиться естественным путем, тем более плохо понимаю механизм анализа пыли дающий возраст в данном случае).

Поднялись на вершину Левой горы (а названия такие – Левая и Правая горы, т.к. ничего оригинальнее не придумали, кстати Правая гора -  самая высокая точка Беломорья – целых 118 метров над у.м.). С вершины открывается красивый вид на острова, лежащие в море, на проливы между ними и на наш катер, стоящий на якоре.

 Полюбовавшись и вдоволь нафотографировавшись, мы спускаемся к перевалу и обходим Правую гору, чтобы зайти на нее по пологому подъему. Пока идем нам встречаются красноголовики – сначала один, потом другой, потом еще. Ребята немного ссорятся, т.к. девочки хотят эти красноголовики собирать, а мальчики им возражают, что из одного ничего не сделаешь, из двух – тоже ничего не выйдет, из трех, ну и т.д. В общем, извечный спор – брать или не брать.  

Постепенно начинается узкая (не долгая) полоса курумника. Курумник как на Конжаке или Иремеле. Единственное отличие, что здесь все камни покрыты огромным количеством разных лишайников и поэтому выглядят разноцветными – ярко-желтыми, красными, коричневыми. У нас нет такого разнообразия, что еще раз подтверждает, что места здесь очень чистые.  

Постепенно выходим на полочку – и здесь предстают специально организованные группы камней – их много и каждая организована особым образом. Размер из которых собраны эти группы – очень разный – от камешков с кулак, до валунов, которые и вдвоем не перекатишь. Непонятно почему эти сооружения  не раскатываются ветрами, а особенно снегом и ветрами зимой и при таянии снега весной они остаются на месте (черт, раньше никогда об этом не задумывалась).

Потом на вершине Беломорья (на самой вершине традиционно залитый бетоном стоит тур, отмечающий, что это самая верхняя точка) мы позавтракали. Один из самых вкусных завтраков, т.к вид и вольный ветер придает тройной вкус даже простому хлебу.  

После чего мы спустились по суперкрутому склону, такому крутому, что на середине нам всем хотелось кричать и вернуться к нормальной тропе – но это было уже невозможно. Оглядываясь назад, я не понимаю как никто из нас не сверзнулся, не свернул себе шею и даже не разбил аппаратуру.  

Еще на Немецком Кузове проводили раскопки (в тех местах, где логически должны бы были быть стоянки, если они были) ну и нашли орудия труда из кварца, возраст 1-2 тысячи лет до нашей эры.  

Вывод такой, что эти острова еще издревле посещали протосаамы на лодках из дерева и шкур, байдарки с них срисовывали, (а что Тим Северин же построил подобное судно и дошел на нем от Фарерских остров до Ньюфаундленда, чтобы доказать, что викингам это было по силам, кстати судно называлось Св. Брендан, а когда Северин его строил, то была проблема с доставанием шкур). Эти древние шли сюда, т.к. здесь хороший промысел, ну и еще я думаю, их гнало любопытство. Всегда найдется парочка чокнутых энтузиастов, готовых отправиться в новое место. И эти мегалиты были их знаками о важных событиях, обращением к богам.... 

На острове есть другая контора, также занимающаяся организацией поездок на эти острова. Возглавляет ее Олег Кодола, даже из их рекламы видно, что все памятники и все острова они пытаются связать с эзотерическими теориями. Он автор нескольких книжек, в Инете можно попытаться поискать.   

Что не понравилось – в одном месте нам показали  периметр, сложенный из камней и угостили рассказом, что этот периметр основание «домика» шамана. Я не верю, что шаман что-то творил, жил, шаманил в месте с четырьмя углами, тем более, что у всех северных народов все строения имеют круглую форму, так и экономичнее и надежнее. (Иван, штурман Диксона, утверждает, что изначально эти камни были сложены в круг, но последователи эзотериков переложили их в квадрат, чтобы доказать свою теорию). 

Еще Маша проводила аналогию с каким-то местом в Хибинах (я название не могу вспомнить), где тоже огромное количество таких мегалитов и по своим параметрам они напоминают мегалиты Кузовов. И там тоже есть огромная статуя Одина, уже во весь рост. И доказано, что там жертвенное место. Я почти, что получила приглашение на поездку туда :). А что тема – зимой в Хибинах хорошо, можно и на г/лыжах покататься, только холодно.... 

Археология – это очень интересно и захватывающие, только найти бы время на чтение книжек, а то в моей голове какие-то отголоски прошлых знаний :(. Может организовать кружок велоархеологов? 

Вернулись на берег, загрузились в лодочку и вот уже катер выходит из этих шхер... 

Весь обратный путь я лежала на корме (а там снизу дизель и железо было горячее) и смотрела в небо.

 

Вечер 6-го дня - Катание на лодках

В лагерь я приплелась уставшая и голодная. Спас чай и вкусные ромовые бабы. Сварить ничего не успела, т.к. поступило новое заманчивое предложение от Антона – покататься на лодках по каналам. Ну конечно – ХОЧУ. Антон уехал и вернулся на «батоне» МЧС. Я тем временем успела только кинуть жилетку в рюкзак и сжевать те самые плюшки с чаем.  

Загружаемся в «батон» - я и еще три девушки из Липецкого пединститута  факультета географов, которые проходят здесь практику.  

(Их практика для 5-го курса проходила очень странно: половина группы - 12 человек - уехали сначала в Петрозаводск, а потом на Соловки. Другая половина в это время была в Башкирии. Кому куда ехать разыгрывалось жребием. Всего практика занимала 16 дней. На Соловках они жили в кемпинге в палатках. На практике в Соловках они сходили к председателю местной администрации, который рассказал им о составе населения поголовно, о том, кто и где занят, какие статьи дохода есть у поселка, какие перспективы. Все – они это записали в блокноты и это их основной отчет. Еще немножко они поездили по острову на велосипедах. Остальное время занимались приготовлением завтраков, обедов и ужинов и пересудами в лагере ... Грустно  :( ). 

Утащил Антон этих трех студенток :). Выехали мы около 12 вечера. По ухабистой дороге доехали до лодочной станции. Все здесь уже спят. Очень тихо и сумеречно и вода тихая и глубокое и даже разговаривать хочется полушепотом. И тебя охватывает сонная нега. Звенят комары... 

Мы нашли нашу лодку – это обычный фофан, с четырьмя банками, одними уключинами. Холодно. Широким жестом из большого рюкзака достается куча всяких курток и раздается девчонкам – забавно смотреть, как они кутаются в них и высовывают наружу только одни носы. 

По очереди залазим в лодку. На веслах Антон, остальные любуются берегами... Очень-очень тихо, озеро окружают гряды елового леса, и эти ели рисуют четкую темную линию ландшафта.  

Из озера Средний Перт по каналу попадаешь в следующее (Круглое Орлово, а из него дальше через другие озера и один волок можно попасть в Сосновую губу Белого моря). Каналы выкопаны руками и стенки их выложены валунами. Ширина и длина сильно варьируются, но везде проходит лодка. Раньше около входа и выхода из канала были площадки, а в воде своего рода затони. От последних теперь остались лишь стоящие частоколом вбитые в грунт столбы. Еще на некоторых каналах строили своего рода шлюзы, регулирующие поступления воды из одного озера в другое. Затворами шлюза служили каменные плиты.  

Первоначально эта система была построена еще при Филиппе Колычеве с целью доставки леса в монастырь и повышения уровня воды в Святом озере (оно находится за задней стеной Кремля). На Святом озере стояли всякие механизмы, облегчающие быт – мельница, точильня, лесопильня, в начале 20-го века была сооружена даже гидроэлектростанция, включающая 2 динамо-машины, работающие от воды.  Потом эти каналы ремонтировали, а в конце 19-го века по местам старых филипповских каналов были прорыты новые и выложены валунами. 

Еще Святое озеро каналом было соединено с бухтой Благополучия и в ней сооружен сухой док для ремонта судов, заходивших на Соловки. Для этого был обустроен один из загибов бухты Благополучия, возможно, его чуть-чуть углубили, были построены ворота, закрывающие этот док. Далее все просто – судно заходит в док, из Святого озера спускают воду, судно поднимается до нужного уровня, его ставят на специальные кильблоки, после чего подача воды из Святого озера прекращается, открывают ворота шлюза, и вся вода из дока уходит в море. 

Конструкция дока проста и изящна. Сам док один из самых больших и известных в дореволюционной России.  

Вообще на Соловках сначала просто ремонтировали всякие суда и карбасы, попавшие в шторма, и пришедшие сюда с повреждениями, а потом и начали строить, говорят, что строили совсем большие до 35 метров.  С появлением паровых машин монастырь прикупил парочку пароходов.  

Такие работы (строительство, рытье каналов и т.д.) проводились с использованием трудников и людей, выполняющих различные обеты в монастыре. Как правило, руководили ими монахи. 

Зрелище впечатляет – ровные берега, справа и слева нависают деревья, иногда полностью смыкаясь над головой. Достаточно широкие и мы проходим на веслах, не утыкаясь в берега этих каналов. 

Озеро Круглое Орлово оправдывает свое название – оно очень маленькое и очень круглое, по нему через длинный канал мы попадаем в озеро Щучье и на этом озере ищем подходящий берег для костра и ночных посиделок.  

Теперь я знаю новый рецепт глинтвейна с яблоками и финиками – очень вкусно и чайник удобная емкость для его приготовления :).  Конечно же, не обошлось без ночного купания.... 

Возвращаемся мы той же дорогой, только теперь встает солнце и кромка леса подсвечивается им и зубастые ели выглядят как ожившие деревья из непонятной сказки и цвета у них какие-то нереальные – темно фиолетовые. И розоватое небо.  

Если не грести и не дышать, то наступает вселенская тишина, нет даже птичьих голосов.... 

От лодочной станции, я упросила всех завернуть еще и на Тамарин причал, посмотреть на солнце, поднимающееся над морем и на поселок, освещенный этим солнцем.  

Около Тамариного причала  есть здоровый деревянный ангар, теперь он полуразрушен, а раньше служил ангаром для гидросамолета, который летал на Соловки в лагерные времена.  

Вот теперь можно идти и спать .... Только скоро солнце выгонит тебя из палатки.... 

 

День 7 - Купание с белухами

На острове 2 конторы предлагают посмотреть на белух за деньги, но благодаря Антону я узнала, что в урочище на берегу моря живут биологи из института Шершнева, которые наблюдают весь сезон за поведением белух. Зная это, я отправилась в вояж самостоятельно. Опять палило солнце, под ногами приятно шуршит песок.  

Пока выходила на побережье видела белку – симпатичная рыжая распласталась на стволе ели, а потом очень быстро побежала вверх, удивительно ловко лавирую между ветками, я позавидовала ее ловкости. Еще встретилась перепелка с птенцом (уже совсем взрослым), они важно переходили дорогу.

 Вдоль моря, идет дорога, на берегу стоят мореходные треугольные вышки (вообще подобных знаков очень много на островах).  Начинался отлив, и было видно, как вода отходит, обнажая камни, мидий (при желании можно их собирать и поглощать, только жалко), пескороев. Таким образом, я шла больше двух часов, нашла избушку, о которой мне рассказывали, после нее начинается заболоченный ельник – не видно ничего – только тропинка вьется вдаль, и если не знать где ты, то вполне можно подумать, что это материк. В этом ельнике я отчаялась – думала, что не выйду к морю. Но вдали показались просветы и я на вожделенном месте. Рядом два  совсем крошечных островка, попасть на которые пешком можно только во время отлива. Один из них остался позади меня, поэтому я решаюсь идти на дальний остров, тем более на нем стоит некое подобие скворечника.  

Спускаюсь к берегу, снимаю сандалии и иду по воде – интересно идти по тому месту, где еще несколько часов назад было глубоко, теперь в самых глубоких местах мне по колено.  Иногда удается пройти посуху. Выхожу на островок. При ближайшем рассмотрении скворечник оказывается наблюдательным пунктом – деревянная лестница ведет вверх, а там насест, на высоте метров 3-х от земли. Насест крытый, еще есть скамейка и некое подобие стола. Висит пуховик. Непонятный моток кабеля, один его конец уходит в воду.  

Я залезаю и принимаюсь обозревать море – солнце, на воде сплошные блики, волны. Метрах в трехстах от берега видно, что одно течение сталкивается с другим и образуется линия со стоячей волной – она хорошо прослеживается и вправо и влево вдоль линии побережья. Изо всех сил я всматриваюсь в воду, но только волны, глаза устают. Я подкрепляюсь (ага, опять моя любимая сырокопченая колбаска и шоколадные батончики – очень вкусно, питательно, а главное минимальный вес).  

Или мне кажется или все-таки вдали практически у края стоячей волны показывается и исчезает что-то белое, исчезает оно в разнобой с волной, поэтому я решаю, что это животное – белуха или нет неизвестно. Проходит еще какое-то время, мне уже надоедает стоять и тупо пялиться вдаль. Я совсем было решаю слезть и искупаться и пойти домой, но вот с другой стороны – гораздо ближе показывается белая спина – на этот раз точно животное, методом исключения – это может быть только белуха. Она подплывает ближе и время от времени показывается на поверхности и снова уходит в воду, а иногда переворачивается с живота на спинку и обратно – уже одно это движение завораживает. 

 Через некоторое время появляется еще одна спина, и вот уже две белухи устраивают представление. Потом к ним присоединяются еще две, они показываются то все вместе, то друг за другом, очень плавное появление наверх и потом вниз, а еще некоторые подплывают совсем близко, до берега остается метров 15 и тогда видны их белые тела в воде. Насмотревшись, я спускаюсь и решаю, что надо с ними искупаться (мозги при этом выключаю). Вода в этом месте очень теплая, даже не хочется вылезать – не зря же и они облюбовали это место.  

Когда я вылезла из воды, то они устроили гонки и нырки друг за другом, и постоянно кусочек чьего-нибудь тела был над водой, и все это очень быстро сменялось другими телами. Я говорю им спасибо и прощаюсь, собираюсь уже уходить, но тут из-за острова показываются 2 человека (при ближайшем рассмотрении это симпатичные представительницы женского пола, на удивление они одеты очень тепло – свитера и куртки, сапоги, на шеях здоровенные бинокли, в руках блокноты).
Это и есть те самые биологи – они проводят наблюдения за социальным поведением белух беломорской популяции.  

Белухи – это самые маленькие киты на планете, хотя так себе маленькие – до 4 метров достигают и вес около тонны. Около Соловков они размножаются. На данный момент в популяции 50-100 особей. Всего в мире существует три места, где белухи размножаются – Соловки, в Карском море и где-то у берегов Скандинавии. В отлив они приходят и нежатся около берега, а вместе с ними нежатся их детеныши. Если взрослые белухи молочно белые, то сеголетки коричневые и темные, причем чем меньше детеныш, тем он темнее. Также у детенышей несоразмерно большие головы. Я не стала мешать биологам и снова попрощалась, и сделала попытку уйти, но по дороге встретила очередную партию людей, один был с видеокамерой, и у них испросила разрешения остаться (честно говоря, тетеньки не были в восторге от моего появления). Пообещав быть паинькой и не отсвечивать, я вернулась и уселась на камешке. За время моего отсутствия к берегу подошло еще несколько особей, и начался концерт – большие и маленькие – они выныривали, подпрыгивали, танцевали и их тела отсвечивали в лучах солнца.  

Но этого было мало, люди снимали документальный фильм о белухах,  а на кабеле болтается гидрофон, записывающий все разговоры. И вот через ноут включили звук.  Это сказка – сидеть у черта на рогах, смотреть на представление и слушать звуки – они очень разные, высокие, чуть птичьи (при желании можно было слушать комментарии об особенностях речи белух). Время от времени, кто-то большой поднимался на поверхность и удовлетворенно фыркал – по звуку это более всего напоминает утробное фырканье, и тогда на душе становилось совсем легко, и ты понимал, что жизнь удалась ;). 

В такой нирване я просидела черте сколько. Еще мне дали бинокль, и можно было разглядеть все подробности, но без бинокля лучше. Я готова была остаться там навсегда...... 

Обратно до берега я дошла практически посуху, настолько сильно меняет море отлив.

 

Я приплелась в лагерь, но душой я до сих пор там – на этом острове, вместе с белухами..... 

P.S. Выключила мозги при купании - кончено выключила, не подумала, что могу испугать их. Братья биологи изучают, в том числе и влияние антропогенных факторов (проходящие мимо суда) на поведение белух. Более того, на детей прикрикнули когда они через чур развеселились и устроили потасовку на самом краю берега – не пугайте белух.   

Могла бы догадаться, но желание пооригинальничать оказалось сильнее :(. 

P.P.S. Огромное спасибо братьям биологам за то. что не прогнали взашей :). 

P.P.S. Ребята сняли уникальный фильм из жизни белух – они засняли брачные игры, сам процесс спаривания и копуляции, различные фазы развития детенышей – чудо и это кино сопровождается звуком. Фильм считается на сегодня лучшим фильмом про белух.

 

День 8 – Анзер 

Анзер – остров, на котором издревле монахи искали уединения и духовного просветления. В переводе с финоугорского Анзер означает «вытянутый». И на самом деле Анзер вытянулся с запада на восток и чем-то напоминает таксу.  

В половине десятого мы собираемся у экскурсионного бюро – традиционное место старта экскурсий. Моросит мелкий дождь, все  затянуто облаками. Купола  башни едва-едва выступает сквозь туман. Выходит тетенька и сообщает что раз такой туман, то неизвестно пойдет катер на Анзер или нет, мы волнуемся, очень сильно, особенно я – это мой последний шанс в этом году попасть туда.  

Но вот приходит наш гид – Олег Волков и тетенька радостно вешает, что катер нас ждет. Происходит краткая перекличка по списку. После чего мы трогаемся в путь. По дороге Олег рассказывает нам всякие байки и историю о дорогах Соловков – оказывается раньше эти дороги были в идеальном состоянии – сначала монахи, а потом лагерное начальство поддерживало и ремонтировало их. Согласно лагерной параше (параша – это лагерная байка, я сама удивилась еще и такому значению этого слова) начальник СЛОНа несколько раз в год проезжал по всем дорогам в запряженной двумя лошадьми бричке. В руках он держал стакан с чаем, если на каком-то участке чай расплескивался, то заключенных, ответственных за этот участок строго наказывали. Но современные машины разбили эти дороги, тем более что администрация никак не может договориться о том, кто же должен их ремонтировать (наверное, опять надо ждать помощи от Норвегии или ЮНЕСКО). 

Еще на острове в лагерное время было построено две узкоколейки, сейчас от них остались только просеки, все рельсы и шпалы были разобраны и вывезены на материк в конце 30-х годов. Строились они для перевозки торфа  с мест торфоразработок. Возможно эти узкоколейки очень прямые, но ездить по ним   - полный швах – очень много неровностей и сгнивших мостиков. 

Мирно беседуя, мы доходим до пристани в Долгой губе, и грузимся на пароходик. Так как дождик продолжает накрапывать, то большинство опять прячутся в трюм, на палубе остается несколько человек. Из тумана проступают очертания берега, мимо проносятся чайки (в такую погоду они еще летают и ловят рыбку), ревет ревун – видимо в потенциально опасных местах.  Мы идем по этой губе очень долго, не даром и название у не Долгая. Временами видно течение и водовороты, ох не хотелось бы мне здесь оказаться на утлой лодчонке или катамаране. Вон впереди вообще чертовщина, даже на глаз видно водяная горка и видно как быстро бежит вода нам навстречу, а  рядом с горкой множество водоворотиков. (А согласно монастырским книгам многие чудики в далекий 16-17 век добирались до Анзера чуть ли не вплавь. Например, был такой отшельник Косьма. Сначала он жил на Соловках в землянке, питался ягодами, грибами и пек хлеб из смеси коренья и березовой коры. Однажды ему приснился сон, что он должен идти дальше – на Анзер. Утром он помолился и вышел на берег, нашел три дерева, связал из них плот и, используя, четвертый ствол как руль и весло отправился в путь. Он так-таки доплыл до Анзера и поселился во вновь вырытой землянке. И прославился на всю округу своей мудростью и благочестием.). 

Часа через два показывается неясная полоска – мы приплыли. Пароходик осторожно подходит как можно ближе к берегу. И бросает якорь. До самого берега мы, в несколько партий, переправляемся на моторной лодке – это то еще развлечение, спуститься в лодку по железной лестнице и дойти до места сидения. Под нами метра 4 глубины, но все видно очень четко, вода прозрачная и если бы она была еще и теплой.  

Высаживаемся мы на мысе Кеньга (Кеньга означает Красный, т.е. красивый). В самом деле, здесь тундра – глубочайшие подушки мха и лишайников и мелкие кустики, неяркие цветы. На самом краю мыса стоит поклонной крест. Чуть дальше часовенка. По преданию здесь жил отшельник Елиазар. На этот мыс он относил посуду, вырезанную из дерева, и оставлял. Рыболовы и другой люд забирал эту посуду, а взамен оставляли продукты, какие-то инструменты, возможно деньги.  

Вообще история такова – сначала на остров удалялись монахи с Соловков, искавшие истинного уединения. Они жили в землянках и питались поистине, чем бог пошлет. Потом на острове была устроена солеварня с двумя цвернами (огромные сковородки, на которых выпаривали соль из морской воды).  На этих солеварнях работало несколько десятков монахов. Однако умные монахи поняли, что запасы леса на острове не бесконечны и поэтому в конце 16 века солеварни были закрыты, и постепенно остров вновь опустел.

 Осенью 1615 года на острове поселился инок Елиазар. Жил он деревянной келье чуть дальше этого мыса, на другом берегу (северном) острова. Т.к. слава о нем шла далеко, то к нему приходили ученики и оставались жить, строя кельи вокруг. В то время кельи там представляли отдельно отстоящие деревянные «постройки». Причем они отстояли друг от друга на расстоянии, чтобы один монах не мог слышать молитвы другого и не мешал ему общаться с Богом. Вместе монахи собирались только раз в неделю на субботние богослужения.  Согласно уставу ходить друг к другу в гости было запрещено :(. Каждый из иноков жил за счет какого-то рукоделия.  

В 1620 году Филарет приказал построить на острове Анзер скит во имя Живоначальной Троицы. Местом строительства была выбрано как раз этот участок, по преданию в этой губе видели чудо – столб огня, выходящий из воды. Губа теперь называется Троицкой. С другой стороны от скита находится озеро Святое, соединенное с морем каналом наподобие Соловецких каналов. Елиазар был назначен управителем монастыря. Позже этот Свято-Троицкий скит получил самостоятельность от Соловецкого монастыря. Еще здесь начинал свою карьеру патриарх Никон. (Ну и заверченная же у него судьба – очень тяжелое детство, потом он хотел постричься в монахи, но вышло так, что его отговорили, он женился,  у него были дети. Потом в одну зиму все дети умерли один за другим. Никон воспринял это как знак свыше и заставил свою жену принять постриг и сам постригся и стал монахом Соловецкого монастыря, после чего попал на Анзер. Здесь он прославился свои живописным искусством.) 

Позже в несколько этапов деревянная церковь была перестроена в каменную, и было построено каменное здание для монастырских келий, где иноки жили уже по принципу общежития.

Сейчас это все разрушено, ведутся какие-то восстановительные работы. 

В километре от скита находится святой источник – источник как источник, правда вода очень холодная и чистая. Рядом с источников стоит очередной поклонный крест – он был возведен в 1917 году и простоял до наших дней (удивительно, что в таком людном месте его не снесли, как поступили с большинством поклонных крестов в годы советской власти). Вырезанные символы на нем рассказывают историю казни Христа.  

Возвращаемся уютной лесной дорожкой к Святому озеру – здесь привал, возможность пожевать, посидеть и для желающих искупаться в Святом озере (это вполне нормально и можно). Озеро торфяное с кувшинками, вода очень теплая – ну ясное дело, что ваш покорный слуга искупался и здесь. 

Кстати пока мы шли – дождик перестал, туман рассеялся, и уже на святом источнике было солнышко и ярко голубое небо. Погода снова нас баловала. 

После перекуса мы идем вглубь острова к самой высокой горе – Голгофе, на ней стоит Голгофо-Распятский скит. По дороге мы пересекаем Богородицын луг – огромная луговина на склоне холма вольготно спускается к Святому озеру. Каких травок и цветов здесь только нет – густой сладкий запах овевает тебя. По преданию на этом лугу Елиазару явилась Богородица. А еще иноки и трудники везли из разных уголков России семена своих растений и высыпали их на этом лугу – отсюда такое удивительное для этих широт разнотравье, такие не сочетаемые виды.  

Через лес мы подходим к Голгофе. Приходит время переодеться (лицам женского пола обязательно надо быть в юбке и платочке, ладно юбка поверх штанов – что лучше вот так или честно остаться в штанах?). И разноцветный табор приближается к Голгофе...  

У подножия горы стоит деревянная церквушка в честь Воскресения Христова. Удивительно место – внутри все стены увешаны старинными иконами, пахнет ладаном, лежат старинные тропари и молитвенники (с ятями) и здесь хочется побыть одному, чтобы никто тебя не трогал. Очень сильное место.....

Что можно рассказать об этом ските – его основатель Иов ввел очень строгие порядки – множество служений Господу, рыба, молоко и масло были запрещены даже в дни Великих праздников (и это в том-то климате!). Зато в послушники брали всех желающих, лишь бы человек был выносливый и «правильный», сами постригали в монахов, хотя жили и схимники. 

На горе изначально была построена церковь в память о Распятии Христа, сначала деревянная, а потом и каменная – приключений было множество. Царь даровал церкви богатую утварь и, прослышав напали разбойники, монахи испугавшись, разбежались и все было унесено. Потом было запустение, потом снова кто-то жил, потом немного облегчили устав и разрешили употреблять в пищу молоко, масло, рыбы, а по большим праздникам и мясо. Потом снова были разбойники.  

В 20-30- е года гора полностью оправдала свое название :( ( про ужасы СЛОНа писать не хочу (желающие могут обратиться к Солженицыну или Ширяеву или еще кому-нибудь :(. Одно всегда удивляло, как могли люди так изощрено глумиться над своими же соотечественниками. Ладно, Гитлер хотя бы бился за идею и гнобил чужих «по крови» людей. 

Сейчас церковь на горе реставрируют, хотя многое утеряно навсегда, так разрушены фрески.

А еще одно чудо Анзера – при подъеме к церкви, практически около самой вершины. Растет береза в форме креста. По байке, когда все кресты были уничтожены, сама природа произвела крест в виде березы. (Непонятно, почему ее не срубили? Я нигде не видела такого дерева – верить или нет дело каждого).

Потом мы спустились с горы и пошли в  Кирилловскую губу, где нас ожидал пароходик. На берегу пошел противный дождь. Обратный путь я проспала в трюме. Потом под моросящим дождем пешком до лагеря.  

Вечернее разведение костра, поение чаем соседа по лагерю и выслушивание его историй.  

Потом – спать. Ах, как сладко спиться под стук дождя. Особенно хорошо, что завтра никуда не надо вставать.  

P.S. А на острове весь день шел дождь, то тихий, то сильный.  

День 9 - Прощальные прогулки......

Сегодня мне надо уезжать :(. Уже от одного этого грустно и не знаю я куда кинуться. 

Иду сначала узнавать про катер как можно ближе к вечеру, или ночью. Сегодня таких нет. Либо предложение оплатить катер целиком, в общем-то сумма не очень большая, но зная, что ты переплатишь в десять раз остановило меня от мысли наема катера (если вас несколько человек, то реально использовать такой вариант – зафрахтовать маленький катер, на острове несколько таких катеров – уже знакомый Диксон, Татьяна и еще парочка). Мне пришлось остановиться на монастырском катере Святитель Николай, отходившем в девять вечером (мой поезд был в 12 дня завтра). Пока узнавала про катера я зашла еще раз в Кремль и походила по галереям, посмотрела со стен вокруг, постояла в маленькой надвратной церкви – здесь тоже пусто. На прощание потрогала валуны стен. А, еще у бабушки купила чудесные пироги с белыми грибами, теплые, пышные – ум-м-м... объедение.

После чего пошла к сувенирной лавке, где в первый раз брала велосипед и сбив цену остановила свой выбор на Треке (как-то постоянно я с ними дружу). И поехала..... 

На этот раз у меня была цель найти озеро Зеленое, про которое много чудес рассказывал Антон, он же объяснил, как проехать к нему – по узкоколейной дороге, отсчитать нужное количество мосточков, после повернуть направо по чуть заметной тропинке и ты у него. 

Озеро, судя по рассказам – удивительного цвета – вода аквамариновая, очень прозрачная (на фотках это так и есть). На нем есть плот и можно покататься, а можно на плоту переплыть через озеро и оказаться у других озер с красной и синей водой – тоже очень красивых. Еще на дне Зеленого озера видны деревья и затонувшие лодки – целый подводный мир. Оно одно из самых глубоких на острове, но даже в самом глубоком месте видно дно и все подробности. Вот такая пиратская сказка..... Еще можно наблюдать за окунями, которые не пуганными стаями бегают по озеру...... 

То ли я плохо считала мостки, то ли я не дошла до него, но озера я так и не увидела – жаль, но есть к чему стремиться..... 

Ехать по бывшей узкоколейке тяжело, т.к. она неровная и много полусгнивших мостиков, но места вокруг красивейшие. С обеих сторон дороги озера и озерца. Некоторые озерца  уже почти полностью заросшие и превратившиеся в верховые болота, лес еловый, сменяющийся на сосновый и наоборот. В озерах очень много желтых кувшинок и еще к ним ведут замечательные крутые спуски, очень живописные.  

Еще меня подкузьмил дождик – то моросящий, то останавливающийся..... Решив, что всех красот в такую погоду я все равно не увижу – повернула назад. Обратно доехала довольно быстро.  

Сдала велик, еще часть денег оставила в лавочке, покупая милые сердцу безделушки. Особенно мне понравились рождественские пряники – в форме селедки и камбалы, сверху разукрашенные разноцветной глазурью. На камбале даже есть цветочки, а соловецкая селедка хищно улыбается.  

Потом я пошла за поселок к морю, т.к. мне хотелось в крайний раз побродить по берегу и послушать шум воды, а еще надо было искупаться и помыться напоследок. Этот пункт я исполнила в новом озере.  

Вернулась в лагерь. Как раз оставалось время, чтобы приготовить ужин и собрать палатку.  

У меня появились новые соседи – ребята, прошедшие речку Кемь и заехавшие после сплава на Соловки. Теперь они сушили байдарки и чистили красноголовики.  

Еще были непонятные иностранцы, которые смотрели на чистку грибов,  мы чуть-чуть обсудили вкусовые качества красноголовиков и, пожелав друг другу всего хорошего, расстались.  

Поев, я быстро собрала вещи и, простившись с кем смогла, пошла в сторону пристани. Там стоял наш корабль, но из желающих отъехать было всего несколько человек. Постепенно стали стягиваться паломники, оказывается они сегодня ездили на Анзер, поэтому так припозднились. Меня удивило, как некоторые из них сбились как овцы и без разрешения своего батюшки (а батюшка у них где-то сильно задерживался) ничего не могли сделать и даже на почти что требование капитана о загрузке вещей в трюм отвечали, что без батюшки они никуда и вещи грузить не дадут. Потом пришел их батюшка, очень молодой, очень веселый и от батюшки была в нем только одежда (это мое впечатление) и с веселым украинским аканьем он дал команду грузиться. 

Все на борту, прощальные рукопожатия, объятия, поцелуи, дикие крики, обещание вернуться, мощный рык Святителя Николая – все мелькает очень быстро, и ты уже позади, позади бухта Благополучия, позади лодки и карбасы,  с которых ловят селедку, позади Песья и Бабья луды.  

По левому борту шлейф из чаек и людей, кормящих их хлебом и руки с вытянутыми фотоаппаратами. Да – это отдельная тема – фотографирование чаек, охотящихся за кусочками хлеба. Как они парят и пикируют, жадно раскрывая клюв, а некоторые наоборот взмывают вверх, почти от воды, за свои куском. Куски застревают в клювах, и чайка делает разворот на 90 градусов и в отдалении расправляется со своей добычей. Здесь же можно изучать видовой разнообразие – они такие разные, я насчитала 3 разновидности чаек и еще крачки – они меньше размером и у них раздвоенный хвост.

Но вот и чайки оставили нас и в одиноком море одиноко мы идем, правда параллельным с нами курсом следуют в километре другой катер.......... 

В Рабочеостровск мы пришли около 12 часов ночи. Здесь хмурое небо и пошел дождь. Все сошли на берег, встали кругом около носа, а команда вытаскивала веще из трюма, соответственно каждый, увидев свою поклажу, забирал ее. На удивление почти каждый второй паломник вез с собой мешок (не просто мешок, а этак килограмм 10 и больше) Соловецких камней, они глухо стучали, а некоторые вообще везли неподъемные сумки с этими валунами – вот так растаскивают остров :). 

Получив свой рюкзак, я пошла в сторону приюта для паломников, где за чисто символическую добровольную плату можно получить ночлег и перекусить. Женская и мужская половины того разделены. Мужчинам даже запрещается заходить и спрашивать кого-либо на женскую половину, для этой цели они во дворе отлавливают кого-то из тетечек и наказывают им позвать такую-то. 

Исключение составляет трапезная, которая  находится на женской половине и куда можно войти и поесть. Это огромная комната, в дальнем уголке стоит русская печь, а около нее всякие кастрюльки и квашенки. Поразила меня сковорода, висящая на стене – она в диаметре была метра полтора, не представляю, как ее можно поднять?  

В центре комнаты стоит длинный стол, а по обеим сторонам него – срубленные лавки, около входа этажерка с кружками, мисками и остатками круп/макарон – то, что оставляют люди пришедшие сюда. На стене висит расписание поездов и карта Соловецких островов. В красном углу ряд икон и портрет цесаревича Алексея.  

Дальше из трапезной двери ведут в спальни покои – это две комнаты – одна холодная, другая теплая. В них по всему периметру сколоченные нары в три яруса и лежат застеленные матрасы и одеяло – ложись и спи. Ты имеешь право на отдых.

Попив чаю и обменявшись шоколадками и адресами с еще одним знакомым, встреченным на Святителе Николае, я иду в холодный придел и, достав спальник, заваливаюсь на второй ярус – хорошо.

 

День 10 – Поезд

Опускаем, т.к. всю дорогу проспала. Хотя был прикол утром в Рабочеостровске, пока я ждала маршрутку, мне пытались всучить какие-то кастрюли лица южных кровей. Интересно мой рюкзак не навеял на них мысли, что мне и без кастрюль хорошо? 

На ж/д вокзале в Кеми несколько групп водников – возвращаются с Кеми и Чирко-Кеми домой.

 Проснулась я только утром, когда поезд подъезжал к Ладожскому вокзалу Питера.

 

День 11 – Питер

 А про Питер читайте в отчетах за этот год.

 Еще я не успела – не смогла в эту поездку:

-        Не зашла на Секирную гору

-        Не нашла озеро Зеленое – аквамариновая вода, лодки на дне, окуни, а рядом озеро Хлебное с красной водой. Вот такие есть чудеса

-        Я не дошла до Секирной горы

-        Не обошла весь Кремль

-        Не побывала на Малой Муксалме и не залезла на маяк.

-        Не увидела своими глазами озера, соединенные с морем

-        Не проплыла по всей системе озер.

-        Не побывала в Кресторезной мастерской на Сельдяном мысу.

-        Не порыбачила

-        Не поймала ни одной селедки....

 Советы

-        В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Уважайте неписанные правила этого острова.

-        Мое традиционное – будьте осторожны с огнем и не мусорьте в лесу.

-        Если вам надо ждать поезда или парохода в Рабочеостовске, то можно остановиться в приюте для паломников – кров там дают всем, плата чисто символическая. Про приют вам расскажут еще в поезде.

-        В магазинах есть все, за исключением свежего кефира, молока и сметаны и йогуртов, цены практически такие же, как у нас. Я с собой брала суджук, колбасу, шоколадные конфеты, чеснок и чай.

-        Если есть горелка, то лучше взять.

-        Если есть велосипед, то везти однозначно. Учитывая, что много песка брать всякие смазки.

-        Практически везде ловится МТС и Мегафон, карточки оплаты продаются на острове.

-        Есть банкомат, по-моему, Сбербанка.

-        Не жалеть денег на морские прогулки – они того стоят.

-        Очень пригодиться широкоугольник – панорамы захватывают дух.

-        Если цифра, то думать, куда будете скидывать изображения.

-        Середина июля – начало августа – самое теплое время. Белые ночи – фонарики не нужны.

-        Карты и путеводители покупать на  месте.

-        Прекрасная половина не забывайте юбки и платки.

-        Велошлем более чем желателен.

-        Одному не страшно и всегда можно найти компанию.

-        Вещи я безбоязненно оставляла в разных местах острова.

-        Успевайте, пока монастырь не прибрал это чудо к своим рукам и не ограничил въезд.

 

С вопросами обращайтесь в почту lokos@e1.ru

Hosted by uCoz