Обо мне

СТИХИ я

Музыка

Веложизнь

Велопрогулки
Катание

Путешествия

Группа "Сумрак"

Ссылки

Гостевая

 

1.    Сведения об участниках похода.

Таблица 1 – Список группы   

ФИО, год рождения

1

Горячкин Николай, 1982 г. р.

2

Субботин Сергей, 1974

Техника:

Горячкин – Stark Router (Shimano C050 – Deore LX)

Субботин Сергей Merida Calahari 590 (Shimano Deore LX)

 

2.    Справочные сведения о походе

 

Район похода:  Киргизский Тянь-Шань.

 

Киргизия

Расположена на северо-востоке Центральной Азии, имеет площадь 199,9 тыс. км² и занимает седьмое место среди республик СНГ по территории. Здесь могли бы уместиться Португалия, Швейцария, Бельгия и Нидерланды вместе взятые. Она граничит с Казахстаном на севере, Узбекистаном на западе, Таджикистаном на юго-западе и Китайской Народной Республикой на юго-востоке. Киргизия протянулась на 900 км с запада на восток и более чем на 400 км с юга на север. Киргизия - горная страна, горы занимают более 70 процентов всей территории, а поверхность долин не опускается ниже 500 метров над уровнем моря. Высочайшая вершина - пик Победы (7439 м). В горах всё дышит нетронутой, первозданной красотой, которую не увидишь на равнинах.

Горные хребты занимают около четверти территории и простираются параллельными цепями в основном в широтном направлении. На востоке главные хребты Тянь-Шаня сближаются в районе Меридионального хребта, создавая мощный горный узел.

На крайнем северо-востоке находится одна из основных достопримечательностей Киргизии — горное озеро Иссык-Куль, на берегу которого расположены многочисленные дома отдыха и туристические базы. Озеро находится в Иссык-Кульской котловине, между хребтами Терскей-Алатоо (с юга) и Кунгей-Алатоо (с севера).

Западная часть Киргизии расположена в пределах Западного Тянь-Шаня. Его важнейшие орографические элементы:

На юго-западе в пределы Киргизии входят северная, восточная и южная окраины Ферганской котловины с предгорьями. Сама Ферганская долина принадлежит Узбекистану.

На юге к Киргизии относятся северный склон Туркестанского хребта, Алайский хребет, Алайская долина и северный склон Заалайского хребта (пик Ленина, 7134 м), составляющего северную окраину Памира.

Озеро Иссык-Куль.

Объём воды равен 1738 км³, площадь зеркала воды — 6236 км², протяжённость береговой линии — 688 км, средняя глубина — 278 м, наибольшая же глубина почти в 2,5 раза больше и равняется 668 м, протяжённость Иссык-Куля с запада на восток равна 182 км, а с юга на север — 58 км.

Климат побережья — умеренно морской. Иссык-Куль оказывает смягчающее влияние по акватории озера. Средняя температура января: Тамга −2°, Чолпон-Ата −3°, Каракол −6°. Средняя температура июля: +17°.

Количество часов солнечного сияния составляет 2700 часов, что больше, чем на Черном море. Для сравнения, количество часов солнечного сияния в Москве равно 1600 часов.

Благодаря аккумуляции тепла озеро не замерзает даже в самые холодные зимы. Льдом покрываются лишь прибрежная полоса и некоторые заливы. Это привело к тому что, название озера стало считаться происходящим от киргизского выражения «Ысык-Кёл» — «Горячее озеро». Однако, лингвисты утверждают, что название озера происходит от древнетюркского «Священное озеро» (Ыйык-Кёл), а современное название является народной этимологией.

Население Киргизии — 5,05 млн человек (данные текущей статистики за 2006 год). Это значительно больше чем проживало в стране в 1959 (2,065 млн), 1970 (2,935 млн), 1979 (3,523 млн), 1989 (4,258) и 1999 (4,823) годах. До 1960-х годов население республики быстро росло за счёт миграционного и естественного прироста, который был особенно значительным у сельских киргизов, узбеков и других среднеазиатких народов. Основным источником роста населения страны после 1970-х годов стал постепенно сокращающийся естественный прирост при увеличивающемся миграционном оттоке русского и русскоязычного населения, постепенно «выдавлимаевого» из страны.

Ядро населения республики — 58,6 % (1995) — составляют киргизы. Киргизы проживают на всей территории страны и преобладают в большинстве сельских районов. Русские составляют 17,1 % населения, большинство из них проживают в городах. Узбеки сконцентрированы в основном в Ошской области. Из других этнических групп, имеющих значительную численность, следует упомянуть дунган, украинцев, немцев, татар, евреев, казахов, уйгур и таджиков.

Среди покинувших страну после 1991 года большинство составляли русские, представители других славянских народов, а также немцы и евреи. Киргизы, поначалу интенсивно переселявшиеся в страну из соседних Таджикистана и КНР в первые годы независимости, после 2000 года интенсивно выезжают за её пределы, в основном по экономическим причинам в РФ и Казахстан (см. гастарбайтеры).

Основную часть населения юга современной Киргизии составляют киргизы (большинство) и узбеки. Кроме них заметную часть населения составляют таджики, уйгуры, дунгане и др. Среди них лишь немногим более 1 % — русские и представители русскоязычных диаспор.

Большая часть населения сосредоточена в долинах — Чуйской на границе с Казахстаном и Ферганской на границе с Узбекистаном, долинах рек Нарын и Талас, а также в Иссык-Кульской котловине.

Заброска:

к месту старта.

От Екатеринбурга до Бишкека мы отправились на поезде №306. Билеты было решено брать в купейный вагон. Во-первых, для обеспечения комфорта, во-вторых, для обеспечения безопасности. Были наслышаны о поездах нероссийского формирования задолго до поездки.

Стоимость с одного человека составила 3 320 руб.

Проводники в плацкартных вагонах – киргизы, в купейных – азербайджанцы.

Рубли на сомы обменяли прямо в поезде по курсу 1,5 сом за 1 руб

В Бишкеке мы были в 20:13 по мск. вр. На вокзале нас встретил представитель тур. фирмы Тянь-Шань Трэвэл и на микроавтобусе доставил нас до места ночевки. Остановились мы в гостевом доме у русской семьи за 500 сом с человека.

От места старта

Обратно возвращались также на поезде Бишкек-Свердловск в купе за 3560 руб с человека. На перроне заплатили по 50 руб. за багажную квитанцию, которая удостоверяла, что наш багаж не превышает 36 кг. Можно было этого и не делать, но это выяснилось уже позже.

Маршрутка от Балыкчи до Бишкека обошлась в 300 руб с человека.

Паспортный и таможенный контроль прошли без проблем. Въезд на территорию Киргизии по российскому паспорту. Регистрация не требуется в течение 90 дней.

 

 

Сотовая связь.

В Киргизии есть два оператора сотовой связи Бител и Мегаком, которые удивительно походе по фирменным цветам на Мотив и Мегафон.

SIM-карты предлагают купить еще в поезде вместе с обменом валюты примерно за 200 сом. Половина при этом на счете.

Иметь симку местного оператора получается очень выгодно и звонки в России обходятся значительно дешевле, если вы находились в роуминге с тем же МТС, Билайн или Мегафон.

Практически по всему маршруту связь была. Исчезала только после Нарына, когда мы делали кольцо Сары-Булак – пер.Долон – Нарын – р. Малый Нарын – пер. Джалак-Бель – Сары-Булак.

 

Продукты питания.

Полноценный закуп продуктов можно сделать в Бишкеке, Нарыне, Балыкчи. В Бишеке также можно купить газ для горелки. Местным бензином лучше не заправлять, т.к. его качество оставляет желать и форсунки быстро забивает.

В менее крупных населенных пунктах купить можно крупы, лепешки, сахар, печенье, чай.

Цены на продукты ниже чем в Екатеринбурге процентов на 20%.

Принципиально мы везли с собой практически всю еду из России. Преследовалась цель – закупаться как можно реже.

В итоге, по ходу маршрута мы покупали только лепешки (почти каждый день) и печенье (в Нарыне и Балыкчи) с сахаром (в Нарыне).

График движения

Дата Маршрут Километраж, км Набор высоты, м Примечание
  День 1 90 568  
20.апр Бишкек 0    
  Кара-Балта 66   Поворот на Сосновку
  Сосновка 90   ночевка через 2 км после поста ГАИ на берегу р. Кара-Балта
  День 2 76 1818  
21.апр Сосновка  0    
  пер. Тео-Ашуу (3586 м) 46,9   Самый большой набор высоты за поход
  Суусамырская долина 76    
  День 3 73 229  
22.апр Суусамырская долина  0    
  Кызыл-Ой      
  р. Кекемерен 73   ночевка между Кызыл-Ой и Арал
  День 4 111 1108  
23.апр р. Кекемерен    
  Арал 9    
  пер. Кыз-Арт (2635 м) 94    
  р. Кыз-Арт 111   ночевка после спуска с перевала недалеко за пару км до начала нас. пунктов
  День 5 66,5 415  
24.апр р. Кыз-Арт  0    
  Сары-Булак 66,5   ночевка в 1,5 км восточней Сары-Булака
  День 6 63,5 703  
25.апр Сары-Булак    
  пер. Долон (3038 м)  20    
  р. Он-Арча 63,5   ночевка, на реке Он-Арча, съед влево в 2 км от трассы.
  День 7 69,5 775  
26.апр Нарын  0   закуп
  р. Малый Нарын 69,5   ночевка в месте слияния двух Нарынов
  День 8 63,5 1337  
27.апр р. Малый Нарын  0    
  р. Кара-Саз 63,5   ночевка в долине р. Кара-Саз (2875 м)
  День 9 93,5 891  
28.апр р. Кара-Саз  0    
  пер. Далак-Бель (3300 м) 26    
  Сары-Булак 93,5   Замыкаем кольцо. Ночевка в 1,5 км восточней Сары-Булака
  День 10 0    
29.апр Дневка      
         
  День 11 108 448  
30.апр Сары-Булак  0    
  Кочкорка      закуп
  Оттук  108   ночевка на побережье Иссык-Куль
  День 12  0    
01.май Дневка      
         
  День 13 26 24  
02.май Оттук      
  Балыкчи  26   Завершаем поход. Возвращаемся в Бишкек на маршрутке
Итого: 840,5 8316  

 

    3.    Техническое описание маршрута. 3.1. День 1-ый. (20.04.08)

Бишкек – Кара-Балта – Сосновка- ущелье р.Кара-Балта

Покрытие: асфаль

Погода

+12, ясно, без ветра, в течение дня температура поднялась до 20-25 град.

Пробег за день

90  км

Пробег общий

90 км

Ходовое время

4 часа 7 минут

Ср.скорость

10,4 км/ч

Макс.скорость

29,2 км/ч

Набор высоты

568 м

      Затягивать старт путешествия мы не стали, поэтому проснулись в 7.00. Солнце уже поднялось над горами и отовсюду слышалось щебетание птиц. Двор гостевого дома, в котором мы останавливались на ночлег у русской семьи, был увит зеленью. Завтрак решили сделать плотным, т.к. по пути следования не было мест, где можно было бы остановиться и сварить обед. Сварили кашу и суп, а по дороге лишь перекусывали карманным питанием. Плотно покушав и запаковав вещи, мы выдвинулись на маршрут. Уточнили, как быстрее выехать из города и, не торопясь, поехали по тротуару. На заправке «Газпром» заправили литр 96-ого бензина для горелки и поехали дальше по проспекту Чуй на выезд из города. Границу Бишкека идентифицировать не удастся, т.к. населенные пункты (поселки и поселочки) идут плотно один за одним. На обочине дороги лишь стоят указатели населенных пунктов и только по ним можно определить, где ты сейчас находишься. Рельеф спокойный, малый набор высоты. До поворота на Сосновку набор высоты 120 м. Пока ехали вдоль дороги до Кара-Балты насмотрелись на лихих киргизских водителей, ловко маневрирующих среди потока машин и совершающих обгон, когда навстречу также несется машина. Но, что поразило, нас приветствовали гудками чуть ли не каждая из проезжающих машин.

Чем ближе Солнце поднималось к зениту, тем жарче становилось на улице. Жара и безветрие сделали своё дело. До поворота на Сосновку (66 км, ср. скорость 20 км/ч) я успел изрядно устать. Пришлось сделать перерыв на 25 минут для небольшого отдыха и перекуса. До этого момента мы ехали параллельно горам и могли видеть лишь заснеженные вершины над крышами одноэтажных домов. Сейчас же мы поехали строго на юг, прямо к горам и с каждым километром дороги они становились всё ближе и отчетливей. Громады горного хребта, их невероятно красивый вид настраивали на позитив и придавали сил. Сереге было в кайф, а у меня «забились» икроножные мышцы.

Местные жители приветствовали нас и были доброжелательны. Пацаны махали нам руками и также приветствовали.

Когда проезжали Сосновку, Солнце уже клонилось к закату. За поселком находился милицейский пост. Нас останавливать не стали. Мы свободно проехали. Начали подыскивать места для ночевки. Нашли его примерно в двух километрах за постом. Съехали с дороги и спустились к реке вниз. Поляна у реки частнично просматривается с дороги, но можно найти место скрытое от посторонних глаз. Вообще мест в ущелье, где можно поставить палатку совсем немного.

На бивуаке выяснилось, что горелка работает из рук вон плохо. В емкости с бензином не удерживалось, создаваемое насосом, давление. Из-за чего приходилось постоянно работать топливным насосом.  Серега решил также взять на себя роль повара и сварил ужин. Темнота наступила быстро после того, как Светило зашло за горы. Так прошел первый день. А завтра нас ждет сложный подъем в перевал Тео-Ашуу.

 

3.2. День 2-ой. (21.04.08)

Ущелье р. Кара-Балта – пер. Тео-Ашуу – Суусамырская долина

Старт: 10:00. Финиш: 20:30

Покрытие: асфальт – 72 км; грунт – 4 км.

Погода

+14, ясно, без ветра, в течение дня температура поднялась до 20-25 град.

Пробег за день

76  км

Пробег общий

166 км

Время

10 часов 30 минут

Ср.скорость

11,3 км/ч

Макс.скорость

70,1 км/ч

Набор высоты

1818 м

 

 

            Просыпаемся, неспешно боремся с горелкой, варим, выезжаем. Солнце светит по-южному жарко. Туловище одеваю в анорак, чтобы не сгореть, ноги загорают в велотрусах. Ветра почти нет и организм перегревается, поэтому делаем остановки через каждые 5 км и пьем воду, своевременно пополняя её запасы в реке. Уклон небольшой. Дорога – качественный асфальт, строили корейцы. Едем вдоль русла река Кара-Балта, то и дело пересекая её по мостам. За 25 км пути набрали всего лишь около 500 м.За оставшиеся 20 километров набрали примерно 1350 метров. Дорога петляла вслед за рекой, а мимо то и дело проезжали машины. Ровный асфальт не доставлял проблем при передвижении.

            Когда подъем достиг 10%, а дорога превратилась в змейку, то ехать стало крайне непросто даже на передаче 1-1. тем более, что у меня установлена система с максимальным количеством зубьев 28. Чем выше мы поднимались, тем более захватывающими становились виды и всё сильнее, и холоднее становился ветер. Не смотря на то, что дорога меняла направление на противоположное ветер почти всегда был в лицо. Вот мы уже поравнялись со снежной шапкой гор. За 8 км до седловины мы увидели вагончики-кафе и остановились там, чтобы пообедать и отдохнуть. Манты и горячий чай придали сил, которые были на исходе. Мышцы на ногах немели. И вот впереди остались лишь 8 километров подъема, самые тяжелые и холодные. Правда вид, открывающийся с высоты компенсировал все тяготы и лишения. Забрались, сделали! Но никого ликования. Нам нужно было еще спускаться и искать место для ночевки. Через туннель на вершине проехали в кабине КаМАЗа, т.к. без противогазов нас туда не пустили. Очень высокая степень загазованности. Высадились на другой стороне и помчались вниз. Итог спуска – прокол у Сергея и мой личный рекорд скорости. Солнце почти опустилось на линию горизонта. Доехали до развилки на Ош и Суусамыр. Там была частная закусочная, где мы решили поужинать, т.к. времени варить ужин уже не было. От развилки по грунту отъехали примерно на четыре километра. Три километра вдоль дороги, около километра ушли влево от дороги  и встали на ночевку за одним из холмиков возле небольшого ручья.

 

3.3. День 3-ий. (22.04.08)

Суусамырская долина – Кызыл-Ой – река Кекемерен

Старт: 10:15. Финиш: 17:15

Дорога: грунт.

Погода

ясно, без ветра, тепло, в течение дня температура поднялась до 20-25 град.

Пробег за день

73  км

Пробег общий

239 км

Ходовое время

7 часов

Ср.скорость

16,7 км/ч

Макс.скорость

38 км/ч

Набор высоты

229 м

 

Сегодняшний день планировался как разгрузочный после перевала. Едем вниз. Легко мчимся по укатанной грунтовке через  суусамырскую долину, обгоняя стада коров, лошадей и овец. Проезжаем село Тунук, за ним Суусамыр. Набираем воду. Судя по направлению движения, мы огибаем долину сначала с севера, а потом с востока. Через 15 км пути выезжаем к реке Западный Каракол. Широкая, прозрачная река, Сергея тянет окунуться, но не решается. Вода слишком холодная. Но само место очень красивое с панорамой на заснеженные горы. Продолжаем движение уже по грейдерной грунтовке и въезжаем в еще один населенный пункт, в котором есть школа. Местная жительница сказала, что это Суусамыр, однако на указатели было другое название. Еще немного и достигаем кекемеренского ущелья. Горы снова обступают нас. В этой части горы имеют красно-коричневый цвет, скорее всего из-за глиняных примесей или железа. Кекемерен оказался весьма бурной горной речкой. Бурлящая стихия. Склоны ущелья опасны с точки зрения осыпей. Ни раз по ходу мы пересекали осыпавшуюся породу. От мысли, что на тебя может осыпаться куча камней становилось не по себе. Передать масштабы увиденного даже на фотографии просто невозможно. Это нужно видеть самим.  Перед этими громадами гор человеческое существо кажется ничтожно малым. И хоть как-то вмешиваться в это созданное не нами равновесие совсем не хочется. Хотелось наоборот проехать незаметным для матушки-природы, ни в коем случае не побеспокоить её, чтобы своими действиями не прогневать её.

            На одном из спусков я пробиваю переднее колесо об один из многочисленных камней. Ремонт не отнял много времени. Через 47 км встаем на небольшой отдых и перекус. Идем без обеда. Сергей идет купаться. Я остаюсь на берегу, лопаю шоколад и фотографирую. Через минут 40 снова в седло. На выезде из ущелья замечаем окраину Кызыл-Ой. Глинобитные хибары, разруха. Но на территории поселка асфальт. Проезжаем его без остановок. За поселком качество дороги заметно хуже. Движемся уже не так быстро, но по-прежнему вдоль реки. Находим отличное для ночевки напротив двух осыпных красных скал. Ноги утомляются достаточно быстро от «грейдера», но тем не менее, сегодня у ног был почти выходной. Лица и руки у нас обоих сгорели на солнцепеке. Надо было брать крем от загара. У меня до кучи сгорели еще и ноги, т.к. ехал в велотрусах.

 

3.4. День 4-ый. (23.04.08)

Река Кекемерен – Чаек - пер. Кыз-Арт (2635 м) – р. Кыз-Арт

Старт в 8:20

Дорога: 84 км асфальт, 27 грунт.

Погода

Пасмурно, без ветра, +15

Пробег за день

111  км

Пробег общий

350 км

Ходовое время

7 часов 21 минута

Ср.скорость

15 км/ч

Макс.скорость

59 км/ч

Набор высоты

1108 м

 

Встали в 6:00, предстоял длительный переход. Еда была уж сварена с вечера. Горы встречают нас хмурым небом и сами находятся в облачной дымке. Падают редкие капли дождя. Через 6 километров небольшого спуска выезжаем на асфальт. Еще 3 километра спустя, оказываемся в первом на сегодня населенном пункте Арал. Народ проснулся еще не весь, за поселком начинается небольшой подъем, но он почти незаметен и не напрягает. Один за один проезжаем небольшие поселки. В одном из них Сергей решает пополнить баланс на телефоне. Он купил sim-карту местного оператора. Попытка оказалась безрезультатной, только потеряли время. Система не принимала платежи. Едем до Чаека.

            Чаек достаточно крупный поселок. На центральной улице много народа. Сергей делает второй заход, чтобы пополнить баланс. Удачно. Правда пришлось отдать незапланированные 200 сом. Едем дальше, проезжаем мусульманские погосты и другие объекты религиозного культа. Горы на окраинах джумгальской долины скрыты пеленой облаков или дымки.В одном из селений уточняем направление на перевал, потому что картографический материал расходился с действительностью, а GPS навигатор говорил, что мы едем по бездорожью.

Через 70 км после начала встаем на обед, который Серега приготовил заранее. После непродолжительного перекуса снова на дорогу. Перевал не торопится озадачивать нас крутым подъемом. На склонах гор под присмотром пастухов на лошадях мирно пасутся стада разнообразного скота. Непосредственно подъем на перевал начался примерно с 81-ого километра пути. Еще через 3 километра кончился асфальт и еще через пару я проколол заднее колесо. Дул сильный холодный ветер, голова кружилась от набора высоты, начал капать мелкий дождик, который также посетил нас во время обеда. После замены камеры пришлось еще пару раз делать остановку, т.к. камера спускала. Красивые, живописные горы по пути на перевал. Ветер дует в спину и подгоняет нас. Ну вот и показалась седловина, вагончики, в которых можно перекусить. Вкатываемся. Решаем поужинать здесь. Рыба из озера Сонг-Кель, чай с лепешкой – 80 сом. В суусамыре за порцию мантов, шурпы и чая с лепешкой отдали 150 сом.

После перекуса просто летим вниз с перевала 50-60 км/ч по грунту. Супер! Ощущения экстрима. Плохо закрученные гайки откручиваются на раз! Снова вкатываемся на асфальт и ищем место для ночевки. В стороне от дороги, не доезжая населенки, встаем среди обособлено растущих деревьев. Вода есть, но немного ближе к горам, вечером нам её разглядеть так и не удалось.

 

3.5. День 5-ый. (24.04.08)

р. Кыз-Арт – Кёк-Джар – Сары-Булак

Старт: 8:00. Финиш: 14:15.

Дорога: 66,5 км асфальт.

Погода

Солнечно, без ветра, +15

Пробег за день

66,5  км

Пробег общий

416,5 км

Дневное время

7 часов 15 минута

Ср.скорость

20,1 км/ч

Макс.скорость

37 км/ч

Набор высоты

415 м

     Подъем был в 6:00. Солнце едва-едва показалось из-за горизонта. Вылезать из палатки не хотелось. Тем не менее, встали, разогрели приготовленный с вечера завтрак, подкачали насосом мою вилку, правая нога которой травила. День начался со спуска, который мы не закончили со вчерашнего дня. Катилось легко и быстро. Солнце озаряло снежные вершины исполинских гор, в кишлака просыпались люди. Мы мчались навстречу новым приключениям.  Километры асфальта незаметно исчезали под колесами велосипедов. С водой, как и везде, проблем, нет. Пополняем запасы или в горных ручьях, или в колонках населенных пунктов. Не доезжая до Коркора, на развилке мы повернули на дорогу, ведущую в Нарын. Транспорта стало заметно больше. Если до этого времени мы спускались, то после поворота начался небольшой подъем. Ехали без напряжения. Вообще этот день был расслабляющим после Кыз-Арта и перед Долоном. Так неспешно доехали до гор, меж которых течет река Сары-Булак. Дорога проходит вдоль её устья. Постепенно набираем высоту. На 59-ом километре пути делаем остановку, чтобы набрать воды. Замечаем неплохое место для стоянки. Заросли небольших деревьев наглухо закрывают обзор с дороги. Скорее всего используем это место для ночевки на обратном пути.

Доезжаем до поселка Сары-Булак. Тут на развилке дорог стоят вагончики, где можно перекусить. Там у местных интересуемся насчет сквозного движения через пер. Джалак-Бель и сворачиваем на дорогу, ведущую к Улахолу. Через полтора километра от развилки встаем на берегу реки в зарослях арчи. Отличное место для ночевки. Приехали рано, делаем полудневку с полноценным обедом, стиркой и отдыхом.

 

3.6. День 6-ой. (25.04.08)

Сары-Булак – пер. Долон (3039 м) – р. Он-Арча

Старт в 9:00. Финиш 15:50

Дорога асфальт 54,5; грунт 9 км.

Погода

Пасмурно, почти без ветра, +8- +10

Пробег за день

63,5  км

Пробег общий

480 км

Дневное время

6 часов 50 минут

Ср.скорость

14,2 км/ч

Макс.скорость

47 км/ч

Набор высоты

703 м

 

Проснулись в сырой после ночного дождя палатке. Промокло дно и одна из сторон, потому что не был растянут как следует тент. Дрова, заготовленные вечером также промокли. Костер развели при помощи бензина. На дне кучи дрова остались сухими. Разогреваем завтрак и неспешно собираемся в дорогу. На старте дня снова проезжаем через поселок и сворачиваем на асфальт, ведущий к перевалу. Первые 10 километров проезжаем легко. Уклон в гору совсем небольшой. Потом выглянуло Солнце и начало разогревать воздух. Уклон в горц вырос, а скорости упали. Чем выше мы поднимались, тем хуже становился асфальт. Горы вокруг были походили на горы, которые должны быть в пустыне. Через 16 километров асфальт закончился совсем. Мы вплотную подобрались к снежной границе. Дул холодный ветер. За несколько километров до перевала грунт превратился в стиральную доску, что в совокупности с крутым подъемом делало дорогу трудно преодолимой даже на передаче 1-1. Последние 3 километра дались особенно непросто. Крутизна подъема на этом участке была максимальной. Но все же мы оказались на вершине. Вокруг был снег и заснеженные вершины, дорога раскисла от тающего снега. Задерживаться на верху не стали. Было холодно. Помчали вниз по грунтовой дороге, чтобы в более благоприятных условиях устроить обеденный перекус шоколадом. Через 5 километров после начала спуска снова появился асфальт. Спустившись в достаточно теплое, по сравнению с перевалом место, мы остановились на отдых и перекус. С этой стороны перевала на склонах ущелья растут ели, что несколько удивило. На спуске в долину мы встретили, точнее сказать нас встретили, местные гаишники. Помахали нам волшебной палочкой, чтобы мы остановились. Побеседовали, сфотографировались, пошутили и мы  поехали дальше.

В долине было тепло для данного времени года и высоты, на которой она расположена. Зеленые холмы, на которых пасется скот, размеренность и почти умиротворение. Отличная картина. На ночевку встаем там, где и было запланировано.  На реке Он-арча уходим влево по правому берегу примерно на 2 километра и разбиваем лагерь.

 

3.7. День 7-ой. (26.04.08)

р. Он-Арча – Нарын – р. Малый Нарын

Старт в 9:45. Финиш 17:10

Дорога асфальт 49; грунт 20,5.

Погода

Солнечно, почти без ветра, +14- +15

Пробег за день

69,5  км

Пробег общий

549,5 км

Дневное время

7 часов 25 минут

Ср.скорость

14,3 км/ч

Макс.скорость

52 км/ч

Набор высоты

775 м

 

На этот раз подъем был в 7.00. Завтрак, как всегда был сварен уже заранее. Погода радовала своей безоблачностью. Смазали цепи и двинулись в путь. Дорога шла по вверх, то вниз. Мы  ехали по холмам. Упираться и ехать быстро совсем не хотелось. Глазели по сторонам и часто останавливались. Так, не торопясь, доехали до Нарына – областного центра, ну или точнее до стелы, говорящей, что мы въезжаем в Нарын. На самом деле до него было еще 5,5 км и было две дороги. Старая и новая. Старая шла сначала вверх, а потом вниз, а новая наоборот. Мы поехали по старой, т.к. она выходит на окраину города. На въезде в город закупились в ближайшем магазине. Узнали у местных как доехать до реки Малый Нарын и поехали дальше.

Дорога проходила через множество поселков. 21 километр проехали по асфальту хорошему и не очень. Дорога вверх-вниз с динамикой увеличения высоты. Хоть ветер и дул в спину, но реальной его помощи движению замечено не было. Солнце жарило совсем по-летнему без возможности скрыться от его лучей. На 50-ом километре асфальт решил прекратиться и началась не очень хорошего качества грунтовка, которая в совокупности с подъемами и солнышком меня порядком измотали. Последний десяток километров дался особенно непросто. Делали частые и короткие остановки, которые на некоторое время позволяли снимать напряжение с ног. Хотя усталость была общефизическая. Ноги выдерживают 70 км без проблем. Вот мы вплотную подъехали к реке Нарын и, сидя на одном из склонов глубокого каньона, любуемся открывающимися видами. Внизу бурлит мутная река, на другом берегу пасутся дикие лошади, и все это на фоне заснеженных гор, на которые нам предстоит в скором времени отправиться. А сейчас садимся в седло и доехжаем последние на сегодня 1,5 километра до места слияния двух Нарынов. Встаем на ночевку прямо недалеко от моста на берегу реки.

  

3.8. День 8-ой. (27.04.08)

р. Малый Нарын – Орук-Там – долина Кара-Саз

Старт в 8:45. Финиш 18:00

Дорога грунт.

Погода

Солнечно, восточный ветер, 2-4 м/с

Пробег за день

63,5  км

Пробег общий

613 км

Дневное время

9 часов 15 минут

Набор высоты

1337 м

 

Проснулись в 6:00, несмотря на то, что завтрак был уже сварен. Эки-Нарын уже проснулся, когда мы проезжали мимо. Успели поговорить с местными чабанами. Едем к щелью Малого Нарына, где нам предстоит значительный набор высоты. Ущелье не обмануло наших ожиданий. Дорога шла вверх-вниз, вверх-вниз. Река оставалась то далеко внизу, то мы вновь оказывались рядом с бурлящей стихией. В высших точках ущелья казалось, что расстояние до воды было не менее 50 м.  Масштабное зрелище. Огромные горы, глубокий каньон, вода, готовая смыть все на своем пути. Подъемы и спуски достаточно крутые, отнимают много сил, особенно под действием Солнца. Грунтовка каменистая, ненакатистая.  После марш-броска на север вдоль по ущелью дорога свернула на восток. Приближаясь к Урук-Таму и Узун-Булаку, мы выкатились в долину. На въезде открывалась чудесная панорама. Облака были не очень высоко и отбрасывали свои тени на землю. Долина вытянута с запада на восток. Примерно 8-9 километров мы ехали по ней. В населенке Сергей угощает местных пацанов шоколадом и мы движемся дальше. Дорога вновь идет вдоль реки по склону ущелья, снова «веселые» горки. Изрядно «наевшись» подъемов останавливаемся на перекус. Закусываем шоколадом, едем дальше. Чуть не доезжая до 60-ти километровой отметки на компьютере решаем встать на ночевку. Место рядом с мостом. Солнце еще высоко, раскидываем «пенки», отдыхаем. Немного погодя, к нам подъехал местный пастух и сказал, что у него недалеко дом и он готов пустить нас переночевать. Предложение заинтересовало. Мы решили, что неплохо было бы сварить еду на завтрашний день в комфортных условиях. Пастух сказал, что заедет за нами после того, как сделает все свои дела. Мы решили разведать где находится его дом. Поехали в гору примерно 1 км в сторону от нашего маршрута, но дом так и не увидели. Потом решили не беспокоить хозяев и проехали в легком темпе еще примерно 5 километров, набрали за это время 140 м высоты и выехали на высокогорное пастбище. Ни кустика, только склоны, покрытые невысокой травой, кое где уже зеленеющей, и горы вокруг. Недалеко от дороги были каменные глыбы, за ними и поставили палатку, чтобы укрыться от ветра. Еще такой интересный факт, что за весь день пути в сторону Джалак-Беля проехала лишь одна машина. Однако местные уверяли, что там есть автомобильное движение и перевал не засыпан снегом.

  

3.9. День 9-ый. (28.04.08)

долина Кара-Саз – пер. Джалак-Бель (3300 м) – Сары-Булак

Старт в 8:00. Финиш 17:30

Дорога грунт.

Погода

Солнечно, без ветра, +2- +5

Пробег за день

93,5  км

Пробег общий

706,5 км

Дневное время

9 часов 30 минут

Ср.скорость

12,3 км/ч

Макс.скорость

50 км/ч

Набор высоты

891 м

 

Вот и наступил день, когда будет взят последний из запланированных перевалов. Первоначальный график прохождения маршрута был скорректирован, т. к. у нас возникли технические проблемы с горелкой и на высоте 2 900 м климат совсем не мягкий и не располагает к комфортному отдыху. Поэтому решили перейти через Джалак-Бель и замкнуть кольцо в Сары-Булаке, где мы были тремя днями раньше. Расчет по карте показал, что до этого места 90 километров. Это казалось совсем немного и не страшно, учитывая спуск с перевала и сброс высоты порядка 1000 м. За предыдущий день мы сделали основной набор высоты и на этот день нам оставалось лишь 400 метров, судя по показания GPS. Большая часть пути до перевала проходила по грунтовке отличного качества, по высокогорным пастбищам. Ветра почти не было и катилось легко. Километров через 5 угол подъема возрос. Постепенно ветер начал усиливаться и становиться все более холодным. Последние километры до перевала проблем с преодолением не вызвали. Хотя были признаки горной болезни. По пути на вершину (примерно за километр) был размыв дороги. Спешили и провели велосипед рядом. Участок по протяженности меньше 20 м. На седловине дул сильный пронизывающий холодный ветер, поэтому задерживаться там не стали и поехали вниз. Поначалу спуск был стремительным, но потом встречный ветер останавливал все наши попытки разогнаться. Мы снова оказались на открытой местности высокогорных пастбищ. Ветродуй был прямо в лицо. Сила ветра субъективно была от 12 до 20 км/ч. Каждый километр пути давался крайне непросто и с борьбой. Ветер ослабевал лишь иногда, и лишь на мгновение. А так стабильно дул под 15-20 м/с. Дорога – гребенка.  Силы покидали меня. Серега регулярно останавливался, чтобы меня дождаться. У него сил осталось больше и поэтому он ехал быстрее. Я израсходовал весь запас допинга (орехово-фруктовое ассорти) и делал остановки каждые 5 километров, чтобы восстановить силы, и отдышаться. Только когда снова въехали в ущелье ветер немного убавил громкость. Примерно за 5 километров до места стоянки начался асфальт, а уклон под горку стал ощущаться и давать девиденты в виде некручения педалей. Думаю, что долина реки Кара-Куджур надолго нам запомнится. Также после перевала появилась сотовая связь, которая исчезла как только мы выехали из Нарына, но потом связь снова пропала. После столь изматывающего ходового дня решили сделать дневки и не ехать на следующий день на Иссык-куль.

 

3.10. День 10-ый. (29.04.08)

Дневка.

 

3.11. День 11-ый. (30.04.08)

Сары-Булак – Кочкор - Оттук

Старт в 8:15. Финиш 16:50

Дорога асфальт.

Погода

Пасмурно, ветер 3-5 м/с, +10

Пробег за день

108  км

Пробег общий

814,5 км

Дневное время

8 часов 35 минут

Ср.скорость

19,7 км/ч

Макс.скорость

55 км/ч

Набор высоты

448 м

 

Этот день был выбран днем перехода от активной части похода к пассивной. Но для этого нужно было преодолеть более 100 км. С учетом опыта предыдущего дня могло повезти, а могло и нет. Подъем назначили традиционно для сложных дней в 6:00. Позавтракали, сварили на вечер, поехали. Ветра, по крайней мере встречного, не было. Выкатили из ущелья реки Сары-Булак достаточно быстро и поехали на Кочкор. В итоге до развязки Кочкор-Кёк-Джар (~ 40 км),  мы доехали за 1:15.

В Кочкоре был запланирован небольшой закуп на предстоящий день отдыха. Остановились на окраине, купили всё, что требуется и поехали в сторону Орто-Токойскому хребту. Еще на подъезде к Кочкору начал поддувать неслабый ветер в спину. Со временем он только усилился. По ущелью мы выехали к Орто-Токойскому водохранилищу с бирюзовой, как на море,  водой. Пару километров спустя, горы расступились и мы выехали на открытую холмистую местность. Не торопясь, выкручивали 30 км/ч. Так незаметно пролетели 70 км, а потом началось совсем хорошо. На парусах мы буквально летели над дорогой под 50 км/ч, не прилагая к педалям ни малейших усилий. При этом уклон, как нам показалось, почти отсутствовал. Я только и успевал вертеть по сторонам головой. Пейзаж напоминал какую-нибудь американскую каменную пустыню из кинофильма с выросшими из под земли скалами.

В таком режиме прошли еще 10 километров. Еще через десяток мы выехали на трассу, которая проходит вдоль иссык-кульского побережья. А потом мы и не заметили, как пересекли село Оттук с множеством зеленой растительности на берегу и доехали до Кара-Шаара, где изначально планировалась ночевка. Мыс за поселком оказался совсем голым. Лишь на самом берегу были густые заросли арчи, разросшиеся вдоль береговой линии. К тому же испортилась погода и началась буря. Она поднималась большие волны, а на сущее пыль. Пересилев это всё безобразие в кустах, мы решили вернуться к селу Оттук, где по ходу взяли газированный тан. Встали в зарослях арчи на берегу. В этот день вышли самые легкие 100 км за все время моего катания на велосипеде. Дальше отдых, расслабление, загорание перед возвращением на Родину.

 

3.12. День 12-ый. (01.05.08)

Дневка.

 

3.13. День 13-ый. (02.05.08)

Оттук - Балыкчи

Старт в 8:00. Финиш 10:10

Дорога асфальт.

Погода

Солнечно, ясно. Температура +14 +15

Пробег за день

26 км

Пробег общий

840,5 км

Дневное время

2 часов 10 минут

Ср.скорость

17 км/ч

Макс.скорость

27 км/ч

Набор высоты

24 м

 

Выезжаем к крайней точке маршрута. Выводим велосипеды из кустов. Оказалось у меня проколото переднее колесо. Меняю на запаску. Выезжаем на дорогу, идущую вдоль побережья озера. Ветра практически нет. Мягкое тепло солнца, легкий утренний ветерок. Замечательно. Дорожка также не вызывает трудностей. Асфальт.

Немного не доезжая Балыкчи, обнаруживается медленный прокол у Сергея. Первый раз останавливаемся, подкачиваем колесо. Второй раз останавливаемся для шиномонтажных работ. Быстро ликвидируем прокол и доезжаем до развилки, где сходятся дороги из Бишкека и из Балыкчи. Поворачиваем на дорогу, ведущую к Бишкеку, и тут же встаем на стоянке возле автосервисов. Не прошло и 10 минут, как удалось договориться с маршруткой за 200 сом с человека. И вот мы уже едем в микроавтобусе в столицу Киргизии. Поход завершен. Можно вздохнуть с облегчением, что всё прошло хорошо и уже немного грустно покидать ставшие близкими горы.

 

 

 

 

 

4.    Итоги, выводы, рекомендации

Программа похода выполнена. Запланированный маршрут пройден полностью. Цели достигнуты. В седле пройдены перевалы: Тео-Ашуу, Кыз-Арт, Долон, Джалак-Бель. В полной мере удалось насладиться горами и природой Киргизии. Опробован вариант похода с минимальным для категорийных походов количеством участников и с минимальным количеством закупов по пути, как репетиция автономности.

При подготовке велосипеда следует учитывать дорожное покрытие и рельеф.

Так, например, багажник должен иметь надежное крепление и адаптированную к высоким нагрузкам конструкцию, чтобы не лопнуть при тряске на грунтовой дороге. Сварные швы лучше усилить. Все болтовые и резьбовые  соединения должны быть смазаны и протянуты. Для того, чтобы во время езды руки не затекали нужно менять их положение, для этого лучше оборудовать велосипед рогами. Если предполагается сложный рельеф, то необходимо взять запасной комплект тормозных колодок (4 штуки). Хотя, как ни странно, нам  они не понадобились. Для горной местности рекомендую устанавливать на велосипед кассету с числом зубьев 30-32, чтобы в случае необходимости облегчить ход велосипеда в гору. Покрышки должны быть достаточно прочными, т.к. есть большая вероятность пробить колесо на камнях, коих бесчисленное множество на грунтовках.

Независимо от сложности рельефа и дневного пробега нужно позаботиться о велотрусах. Они значительно облегчат путешествие и сделают его более комфортным.

Репеллент в пути нам не пригодился. Крылатых и кровососущих насекомых практически не было. Полтора комара не в счет.

Для GPS-навигатора рекомендую использовать литиевые батарейки. Они живут значительно дольше аккумуляторов и батареек алкалайновых.

Шоколад весь лучше везти с собой, т.к. в тех местах это дефицитный продукт.

 

Транспортировка

При транспортировке в поезде или на самолете велосипед должен быть упакован. В нашем случае это были чехлы из силикона прямоугольной формы с ручками для переноски. Для того ,чтобы уместить велосипед в чехол я снимаю оба колеса, сиденье опускается до упора. Откручиваются педали и задний переключатель. Он фиксируется между перьями на месте заднего колеса. Перья защищают переключатель с обоих сторон. Из колес вынимаются эксцентрики, чтобы они не проткнули чехол. Шатуны и колеса фиксируются к раме. Колеса также жалательно скрепить между собой. Руль выкручивается из выноса и фиксируется к верхней трубе рамы. Вилку я фиксировал в прямом положении, т.к. установлены полные крылья, которые не позволяют поворачивать её внутри чехла. Размещать велосипед в чехле лучше звездами вверх. Во-первых, чтобы не ставить на зубья велосипед, во-вторых, чтобы не порвать ими материал. Велосипеды с рамой 17” можно перевозить в чехлах, не снимая заднего колеса.

     5.    Схема маршрута

 

 

6.    Заброска к месту и от места старта 

К месту старта и обратно мы добирались на поезде.

1. На поезде №306 Свердловск - Бишкек в купе. Стоимость 3321,3 руб.

2. На поезде №305 Бишкек – Свердловск в купе. Стоимость 3560,2 руб.

Из Балыкчи до Бишкека добирались на маршрутном такси за 200 сом ~ 133 руб.

Поезд киргизского формирования. Проводники в плацкартных вагонах – киргизы, в купейных – азербайджанцы.

Паспортный и таможенный контроль прошли без проблем. Въезд на территорию Киргизии по российскому паспорту. Регистрация не требуется в течение 90 дней.

 

Hosted by uCoz