Обо мне

СТИХИ я

Музыка

Веложизнь

Велопрогулки
Катание

Путешествия

Группа "Сумрак"

Ссылки

Гостевая

Видео ролик о походе скачать

1.    Сведения об участниках похода.

Таблица 1 – Список группы   

ФИО, год рождения

1

Горячкин Николай, 1982 г. р.

2

Малкова Наталья , 1979 г. р.

3

Субботин Сергей , 1974 г. р.

4

Сафина Марина , 1984 г. р.

Техника:

Горячкин Николай– Merida MATTS 300D (Shimano C050 – Deore LX)

Малкова Наталья – Merida Miami (Shimano Deore – Deore XT)

Субботин Сергей  - Merida Calahari 590 (Deore LX)

Сафина Марина - титан кастом байк (Deore XT)

 

2.    Справочные сведения о походе

Маршрут

Атласово – Лазо – вулк. Плоский Толбачик (восхождение) – Козыревск – переезд до Петропавловск-Камчатского –Паратунка  - Верхнепаратункие термальные источники – пер. Мутновский –вулкан Мутновский (восхождение) – вулкан Горелый (восхождение)  -  Паратунка – п. Авача – р. Седловина – природный парк Налычево – Тихий Океан – п. Авача

Вулкан Толбачик

Толбачинские вулканы. Острый и Плоский Толбачик образуют крупный Толбачинский вулканический массив, занимающий юго-западную часть Ключевской группы вулканов. Массив также представлен и более чем сотней мелких вулканических конусов. Толбачики, Острый и Плоский – вулканы близнецы, «сидящие» на лавовом щите, сложенном базальтами мощностью 1500 м. и диаметром 22 км. Эти два сросшихся стратовулкана с характерными чертами строения, морфологии и вполне самостоятельными центрами извержений. Острый Толбачик имеет острую обледенелую вершину высотой 3682 м с воронкой направленного взрыва. Нижняя часть вулкана перекрыта мощным покровом льда и фирна. С юго-восточной части вершины берет свое начало четко выраженный в рельефе ледник Шмидта, спускающегося на южные склоны вулкана. Западные склоны вулкана сильно разрушены и прорезаны дайками базальтового состава. Дайки четко выражены в рельефе и предстают взору в виде протяженных зубчатых стен, причудливых замков, иглообразных штоков. В историческое время вулкан не извергался. Вулкан Плоский Толбачик примерно такой же стратовулкан, как и Острый Толбачик. Высота его вершины 3085 м. Вершина его срезана кальдерой диаметром 3 км. Она почти целиком заполнена продуктами извержений, а в верхней части перекрыта мощным прослоем льда и фирна, что придает ей вид горного плата. В западной части кальдеры находится колодец – провал диаметром около 300 м и глубиной 40-50 м. Периодически из колодца следуют выбросы газа с удушливым запахом серы и паров. Западное подножие Толбачика устлано канатными и волнистыми застывшими лавами. Расположенные на небольшом участке они представляют музей причудливых лавовых потоков.

Мутновский вулкан - один из крупнейших вулканов Южной Камчатки со сложным строением и длительной историей развития. Массив с максимальной высотной отметкой 2323 м. Постройка состоит из четырех слившихся, последовательно формировавшихся конусов стратовулканов с вершинными кальдерами и дочерними внутрикальдерными постройками. Современная вулканическая активность сосредоточена в северной части вулкана, где имеется система перекрывающихся друг с другом кратеров глубоко врезающихся в тело постройки. Дно самых больших из них, Северо-Восточного (СВ) и Юго-Западного (ЮЗ), почти полностью перекрыто современными ледниками.

За исторический период произошло не менее 16 извержений вулкана Мутновский. Наиболее сильное из них произошло в 1848 году. Извержения, в основном, происходят из Активной воронки, наложенной на северную кромку ЮЗ кратера. В периоды покоя в этом кратере действуют мощные высокотемпературные фумаролы.

Интенсивная фумарольная деятельность сосредоточена, главным образом, в СВ кратере и Активной воронке. В первом постоянно действуют три группы парогазовых выходов - это Верхнее фумарольное поле с температурами фумарол более 300оС и две относительно обособленные группы на Донном фумарольном поле с температурами выходов до 150оС. Здесь, помимо фумарольных и гидротермальных выходов, находятся кипящие котлы, среди которых особенно выделяется водно-грязевый "Черный Котел", в котором интенсивно бурлит высокоминерализованная вода ультракислого состава с большим содержанием взвеси черного цвета, представленной, в основном, сульфидами. Активная Воронка представляет собой замкнутую чашу глубиной порядка 150 м с крутыми стенками и плоским дном, имеющим в диаметре размеры 100х150 м. Наиболее мощная газовая деятельность в ней сосредоточена на юго-западной стенке. Максимальная температура составляла здесь в 1983 г. 540оС. По результатам более ранних наблюдений температура в 1963 г. составляла 750оС, а в 1964 г. около 950оС.

Последние два извержения вулкана были слабыми по мощности. Первое произошло в ночь с 31 декабря1960 на 1 января 1961 г. из Активной воронки. Оно имело эксплозивный характер. Второе произошло спустя почти 40 лет, в 2000 г. Перед ним в 1996-1999 годы в СВ кратере происходили значительные морфологические изменения из-за подвижки ледника, перекрывшего часть фумарольных полей вулкана и подпрудившего р.Вулканную. 17 марта 2000 г. в 6 часов 56 минут (время местное) произошёл взрыв под южной стенкой ЮЗ кратера вулкана. Высота эруптивного облака была в пределах 2,5 км.

Любое извержение вулкана может вызвать образование грязевых потоков, которые весьма опасны для территорий в бассейне рек Фальшивая и Мутная.

 

Горелый хребет - полное название вулкана. Оно наилучшим образом отражает строение его современной постройки, которая в плане вытянута в западно-северо-западном направлении.

Этот вулкан является типичным кальдерным вулканом. Он располагается в обширной кальдере обрушения размером 10х13 км, которая венчает вершину древнего щитового вулкана. Современная постройка образована тремя последовательно формировавшимися конусами. На их склонах насчитывается около 40 побочных прорывов со шлаковыми конусами различных размеров.

Абсолютная высота вулкана - 1829 м. На его вершине насчитываются 11 кратеров, кромки многих из них пересекают друг друга и создают весьма причудливую картину. Кратеры, в которых происходили исторические извержения, имеют колодцеобразное строение и заполнены кислотными озерами. В СЗ секторе озеро горячее и бьют многочисленные фумаролы из стенок кратера и на берегу озера.

 

Авачинский вулкан - классический пример вулкана типа Сомма-Везувий. Он состоит из соммы открытого на ЮЗ обвально-взрывного кратера размером 4,4х4,0 км, образованного около 30 тыс. лет назад, и активного Молодого конуса (высота вершины 2741 м над у.м.), начавшего формироваться около 3800 л.н. Эксцентрично расположенный действующий конус возвышается над кромкой соммы на 400-1000 м. Он венчается кратером, имеющим диаметр около 350 м.

В кратере Авачинского вулкана, который до заполнения в 1991 г. представлял собою чашу диаметром 400 м и глубиной 200 м, всегда отмечалась интенсивная фумарольная деятельность. В результате извержения 1991 г. кратер был запечатан "лавовой пробкой". После этого фумаролы сосредоточились, главным образом, на контакте "лавовой пробки" с кромкой кратера.

В октябре 2001 г. на Авачинском вулкане отмечена активизация. Произошел небольшой пепловый выброс (на высоту около 900 м). Кроме того, лавовая пробка и верхние участки склона были нарушены сквозной трещиной северо-западного простирания. При этом на северо-западном окончании трещины возникли новые сравнительно мощные и высокотемпературные фумаролы. В тоже время наиболее мощные до извержения 1991 г. фумаролы "Серного Гребня" продолжают действовать с такой же интенсивностью.

 

Предисловие

Идея похода возникла за 9 месяцев до похода и сомнений в том, что что-то может не получиться не было. Основная загвоздка состояла в команде, которой на момент сформировавшейся идеи не было, а билеты на Край земли надо было покупать за пол года.

Постепенно начал изучать материал и мучать допросами людей, уже бывавших на Камчатке.  Вопрос:  «стоит ли брать с собой велосипед?» постепенно решился в пользу «брать».  Стоит отметить, что немногие туристы, приезжающие на Камчатку, совмещают велосипедный и пеший туризм. Так что наше путешествие можно считать в некотором роде уникальным.  Близился срок покупки билетов и все сложилось  самым благоприятным образом, два человека откликнулись на приглашение, купили билеты и я начал готовить нитку маршрута. Вдруг одним из прекрасных летний дней объявляется еще один участник, а точнее участница велопохода. Девушка из Москвы также желает поехать с нами на Камчатку. Я делюсь подробностями, она успевает взять билеты на те же числа, что и у нас. Т.о. формируется окончательный состав команды подготовка идет полным ходом.

Последние дни перед походом в голове постоянно крутились слова из песни Виктора Цоя «Камчатка».

О-о-о, это странное место Камчатка,

О-о-о, это сладкое слово Камчатка!

С этими словами  мы приземлялись в аэропорте города Елизово, что в 32 км от Петропавловска-Камчатского.

Ой, пока не углубился в дальнейшее повествование отмотаем пленку чуть-чуть назад и я расскажу о самом полете.

Во-первых, внимательно изучайте условия перевозки спортивного снаряжения, Владивосток-Авиа, например, перевозит в счет нормы багажа, но считает негабаритом  разобранный и упакованный велосипед. Поэтому при вылете из Екатеринбурга мы заплатили по тарифу 235 руб/кг за 47 кг велосипедного железа. 

Рейс Екатеринбург-Петропавловск-Камчатский является транзитным. Первоначально рейс летит из Краснодара с посадкой в Екатеринбурге и Хабаровске. Так оно даже лучше, потому что через 6 часов полета есть возможность  размять ноги.

Перелет был ночной, поэтому удалось выспаться. Прилетели мы позже на полтора часа из-за задержки рейса, поэтому было решено из Елизово до П-К ехать на автобусе и велы не собирать. За билет с учетом провоза багажа отдали 45 руб. Мы ехали в П-К  в уже снятую квартиру. Об этом позаботилась Марина – участница из Москвы и Денис – местный житель, с которым я незадолго до поездки познакомился. Скажу сразу кучу слов благодарности и выражаю огромное уважение Денису. Он очень много для нас сделал, начиная с того, что заранее купил билеты на автобус до Атласово и, заканчивая тем, что подарил нам фальшфейеры, встретил Марину, и помог снять квартиру рядом с автостанцией.

Ночь в квартире прошла быстро, настало утро. Предстояло закупиться и оформить разрешение на посещение ключевского парка. Мы разделились, я поехал в администрацию парка, а остальные участники пошли закупать продукты для похода.

Петропавловск-Камчатский удивительный город, в котором остановки называются типа 10-ый километр, 8-ой километр, 7-ой и т.д. Т.е. когда вы спрашиваете где находится то, что вам нужно, вас посылают на такой-то километр. Как ни странно, к этому быстро привыкаешь.

Разрешение получено, продукты куплены, идем на автостанцию.

Большой комфортный автобус с вместительным багажным отделением. 150 руб. за наши велосипеды и баулы, мы в пути.  Успеваем озирать окрестность, вокруг горы, мысли о предстоящем приключении.

Асфальт заканчивается примерно в 150 км от П-К и начинается каменистая грунтовка, на которой автобус сотрясается всем, чем только можно.  За целый день тряски успеваем высыпаться. На закате подъезжаем к Атласово, на горизонте сопки вулканов. Начинается!

2.1. Схема маршрута

Часть 1 - Северная

 

Часть 2, Часть 3 – Южная и Центральная

  

Таблица 2 – график прохождения маршрута.

Дата

Маршрут

Километраж, км

Набор высоты, м

Примечание

07.сен

День 1

0,5

0

 

 

Петропавловск-Камчатский (автостанция)

 

 

переезд на автобусе до Атласово.

 

Атласово

0

 

 

 

Переправа через р. Камчатка

0,5

 

Ночевка недалеко от переправы через р. Камчатка

08.сен

День 2

69,5

466

 

 

Переправа через р. Камчатка

 

 

 

 

Лазо

 10

 

 

 

р. Толбачик

54,5

 

 

 

дорога на вулк. Толбачик

69,5

 

ночевка на обочине по пути на Толбачик

09.сен

День 3

36

1287

 

 

дорога на вулк. Толбачик

23,5

 

 

 

База Ленинградская

36

 

Высота 1200 м

10.сен

День 4

23

1839

Пеше

 

База Ленинградская

 

 

 

 

Вулк. Плоский Толбачик

11,5

 

восхождение к кратеру вулкана Плоский Толбачик

 

База Ленинградская

23

 

 

11.сен

День 5

71,1

330

 

 

База Ленинградская

 

 

 

Козыревск

71,1

 

Гостиница "У Марии"

12.сен

День 6

0

0

 

 

Козыревск

 

 

 

 

Петропавловск-Камчатский (автостанция)

 

 

Переезд на Автобусе до Петропавловска-Камчатского

13.сен

День 7

69,5

645

 

 

п. Авача

 0

 

 

 

Паратунка

41,6

 

 

 

Сопка Горячая

69,5

 

Верхнепаратунские источники

14.сен

День 8

57,5

1657

 

 

Сопка Горячая

 0

 

 

 

пер. Мутновский

15,8

 

Начало перевального взлета

 

База вулканологов под Мутновским

57,5

 

Ночевка рядом с базой вулканологов

15.сен

День 9

11

996

Пеше

 

 

8,2

 

Вело

 

База вулканологов под Мутновским

0

 

 

 

Вулк. Мутновский

11

 

восхождение к кратеру вулкана Мутновский

 

Вулк. Горелый (стоянка)

19,2

 

Стоянка под вулк. Горелый

16.сен

День 10

10,5

840

Пеше

 

 

98

843

Вело

 

Вулк. Горелый (стоянка)

0

 

 

 

Вулк. Горелый

10,5

 

восхождение к кратеру вулкана Горелый

 

п. Авача

108,5

 

через перевал Мутновский, Паратунку

17.сен

День 11

0

0

 

 

Петропавловск-Камчатский

0

 

дневка

18.сен

День 12

58

630

 

 

п. Авача

0

 

 

 

р. Светлая

58

 

 

19.сен

День 13

44

745

 

 

р. Светлая

0

 

 

 

дорога в Налычевский парк

44

 

Ночевка по пути в Налычевский парк рядом с озером

20.сен

День 14

55,5

800

 

 

дорога в Налычевский парк

0

 

 

 

р. Светлая

44

 

 

 

ручей

55,5

 

Ночуем возле ручья, недостроенное здание

21.сен

День 15

40

300

 

 

ручей

0

 

 

 

оз. Котельное

11,5

 

Пешая радиалка до Тихого океана

 

дорога в П-К

40

 

Ночуем недалеко от Петропавловск-Камчатского

22.сен

День 16

26

0

 

 

дорога в П-К

0

 

 

 

п. Авача

26

 

 

 

Итого:

678,3

11378

 
 

Итого вело:

633,8

7703

 
 

Итого пеше:

44,5

3675

 

 

3.   Техническое описание маршрута.

В описании и при расчете оценки сложности маршрута я привожу данные, полученные с GPS навигатора Garmin 60CSx.

 

3.1. День 1-ый. (07.09.09)

Атласово – переправа через р. Камчатка

Покрытие: песчаник.

Финиш в 22:30

 

Пробег за день

0,5  км

Пробег общий

0,5 км

 

 

Автобус выгрузил нас примерно в 21:30 возле реки Камчатка. Переправа находится примерно в 400 м от места высадки, поэтому мы решили сразу собрать велосипеды и в случае если не успеем на паром, встать лагерем.

На паром не успели, он выполнил последний за день рейс и переправа закрылась. Поэтому, отъехав немного от переправы вдоль берега, мы под покровом ночи встали лагерем.

Отступление.

Пока собирали велосипеды, местные жители на берегу пили водку и пели песни. Один их представитель жаждал знакомства и общения. Мы не стали отказывать ему в этом и немного пообщались. Шумная компания напрягала, поэтому все время приходилось контролировать их боковым зрением. А потом мы наблюдали картину, когда нетрезвый камчадал пытался уехать на припаркованном джипе, а уехал в дерево. К счастью, никто не пострадал. Когда велы собрали и двинулись прочь, напряжение спало. Все обошлось и началось наше приключение.

3.2. День 2-ой. (08.09.09)

Переправа через Камчатку – Лазо – р. Толбачик – дорога на вулк. Толбачик

Старт: 9:16. Финиш: 20:30Переправа в Атласово

Покрытие: грунтовая дорога, земляная колейная дорога.

Погода: переменная облачность, ветер слабый.

 

Пробег за день

69,5  км

Пробег общий

70,0 км

Ср.скорость движения

11,7 км/ч

Макс.скорость

27,1 км/ч

Набор высоты

466 м

Мы прилетели на Камчатку 6-ого сентября и лишь 8-ого у нас по-настоящему ходовой день.

Удачно переправились через Камчатку на пароме и едем до Лазо. Рельеф плоский, дорога – плотный гравий, катится замечательно. В поселке ориентируемся и выезжаем на дорогу, ведущую к Большому Толбачинскому Трещинному Извержению. Дорога накатанная и без ответвлений, заблудиться негде. Через 15 километров от Лазо покрытие меняется, земляная колейная дорога сменяет гравий, еще через 15 выезжаем на полевую дорогу, поросшую травой. Появляется открытое пространство, стараемся осмотреться. В том направлении, где должен быть вулкан видно только плотные кучевые облака. В целом окружающая природа пока не сильно отРека Толбачекличается от привычной нам уральской.

54,5 километра от начала движения, река Толбачик! Оцениваем возможные варианты перехода реки. Место , выбранное для перехода, оказывается достаточно широким для того, чтобы натягивать веревку для страховки, но достаточно мелким, чтобы перейти опираясь на трекинговые палки.

С велосипедов снимаем рюкзаки. Переносим вещи по частям. Максимальная глубина чуть больше колен, течение достаточно сильное, но не сносит с ног.

Также в этом месте полно сущих веток, вынесенных течением, поэтому располагаемся прямо на берегу на обед под жарким камчатским солнцем.

На песке вокруг много следов животных, преимущественно медвежьих, поэтому нужно быть начеку.

Вторая часть пути, оставленная для преодоления после обеда, координально отличается от первой. Рельеф становится более сложным. Начинаются «качели» с постепенным набором высоты. Дорога, по которой редко кто ездит, в две узкие колеи, кустарник по краям также никто не вырубает, поэтому ветви на всем протяжении бьют по рукам. Для защиты рук приходится одевать анорак, а для защиты глаз – очки.

За весь день на дороге не встречено ни одной живой души, поэтому решаем не мудрить и встаем на ночевку в одном из немногочисленных «карманов» дороги.

Отступление.

 Когда подъехали к переправе кроме нас на ней никого больше не было, а паромщик отказывался перевозить нас, ссылаясь на дороговизну солярки. Пришлось ждать до первой машины, с которой мы благополучно переправились на другой берег.

Примечательно еще и то, что дорога, ведущая к вулкану, уходит из поселка практически в самом начале, т.е. не нужно проезжать населенный пункт. Еще в поселке есть база тур. фирмы и в случае непогоды там можно остановиться в домике или в палатке на территории базы.

Первый же ходовой день показал насколько богата камчатская земля. Грибы и ягоды растут прямо у дороги. Сергей без устали собирал все, что росло в пределах видимости и на расстоянии вытянутой руки, поэтому к обеду у нас было отменное блюдо из грибов, незапланированное по раскладке.

Следы медведей и лосей на берегу реки Толбачик не дали полностью расслабиться. Для обеда мы выбрали место популярное у животных. Также нужно сказать, что помимо следов лап были и другие следы жизнедеятельности медведей. Мы их между собой называли плодово-ягодное ассорти.

 Дорожка после пересечения реки изменила свой характер. Ехать стало сложнее. Начался постепенный подъем в гору с «качелями». Кусты по обоим сторонам дороги царапали руки и приходило ехать очень осторожно, чтобы ветки не прилетали в глаза.  По этой же причине мы держали дистанцию между собой. Солнце клонилось к закату, пора было искать место для ночевки. За кустами были поляны, заросшие травой. По характерно примятой траве мы понимали, кто хозяин в этих краях. В итоге, нашли место на обочине в своеобразном «кармане». Видимость с места была достаточной, чтобы среагировать в случае появления нежданных гостей. И прямо напротив этого места оказалась чудесная полянка с ягодами.

 

3.3. День 3-ий. (09.09.09)

дорога на вулк. Толбачик – база вулканологов Ленинградская

Старт: 9:40. Финиш: 22:30

Покрытие: колейная дорога, вулканический шлак, рыхлый вулканический шлак.

Погода: ясно, ветер слабый.

 

Пробег за день

36  км

Пробег общий

106,0 км

Ср.скорость движения

5,1 км/ч

Макс.скорость

45,4 км/ч

Набор высоты

1287 м

      В этот день предстояла встреча с нашим первым вулканом. Дневной километраж не предполагал расторопности. От места стоянки проехали полтора километра, остановились. Отсюда было ближе всего до ближайшего источника воды – реки Правый Толбачик. Поделись 2 на 2, мы с Сергеем взяли GPS, все свободные емкости для воды и пошли к реке. Лес нам показался весьма берложьим, следов пребывания косолапых также замечено достаточно. Поэтому мы поспешали. На все ушло около получаса. Двигаемся дальше. Вверх-вниз, снова вверх. Заезжаем на очередную горку и вот оно! Вдали среди деревьев виднеются вулканические сопки со снежными шапками! Великолепие! Но посмотрев под ноги мы обнаружили невероятное количество брусники и голубики. Против такого соблазна было сложно удержаться, поэтому мы задержались, чтобы вдоволь наестся ягод.

Каждый километр пути давался все сложнее. На дороге то и дело начали появляться песчаные ловушки. И без того невысокая средняя скорость начала падать. Деревья становились все реже и реже, земля под ногами сМертвый лестала темно-серой. Еще несколько подъемов, поворотов, деревья расступаются и открывается невероятный пейзаж. Впереди мертвый лес и конусы северного прорыва. В облаках вдали прячется Толбачик.

Подкрепляем силы обедом, едем. Движение сильно осложняется рыхлым шлаком, в который зарывается велосипед, плюс ко всему подъем. На закате вплотную подъезжаем к конусам северного прорыва, но времени, чтобы исследовать их, нет, поэтому сильно не задерживаемся. К концу для сил остается совсем мало и каждый километр в гору дается тяжело. Вода на исходе, экономим. Смеркается. Колеи на шлаке почти не видно. До заветной цели остается совсем чуть-чуть. Становится холодно и усиливается ветер. В 22:30 мы приезжаем на Ленинградскую и обнаруживаем, что мы не одни. Как выясняется к счастью. На базу приехали ребята с центральной части Камчатки и привезли с собой флягу воды.Вулкан Толбачек

База Ленинградская представляет собой несколько домиков разного назначения. Мы остановились в домике, в котором были сени, в них мы поставили свой транспорт и заготовленные дрова, которыми мы отапливали дом.

Мы познакомились с соседями и ужинали все вместе за одним столом. Они нам сказали, что тут воды нет, чем удивили и расстроили. Без воды мы долго не протянем.

Но я не терял надежды найти её в том, месте, где была отмечена точка на карте GPS-навигатора. И позже выяснится, что вода все же есть

Отступление.

С Сергеем отправились пополнять запасы воды. Часть пути удалось проехать на велосипеде, потом дорога оказалась совсем заросшей и мы пошли пешком порядка 800 м. Как ни странно, шли по натоптанной тропе, как будто ей регулярно кто-то пользуется. На тропе не единожды видели медвежьи какашки, что наводило на нас страж повстречать мишку на узкой тропе, поэтому мы шли и свистели, давая знать всем обитателям леса, что мы рядом. Подход к воде далеко не идеальный, крутой берег и для того, чтобы набрать воды во фляги пришлось немного потрудиться.

Ягоды на поляне ели до тех пор пока они уже не начали вызывать отвращение. Но такой крупной, спелой и вкусной брусники я не ел ни разу. А вкуснее всего было, когда набираешь горсть ягод и затем отправляешь их в рот.

Наевшись до отвала, мы поехали дальше.

Мертвый лес производит сильное впечатление. Сухары, торчащие из черного шлака, почти никакой растительности и все это на протяжении долгих километров. Я не могу назвать это иначе как марсианский пейзаж. Совершенно эпическое зрелище. Мир после ядерной катастрофы. Черная пустыня, останки вертолета, ощущение первооткрытия.

Настолько все непохоже и непривычно тому, что мы видим каждый день, что захватывает дух, не хватает слов.

К сожалению недостаток времени и сил не дал в полной мере насладиться картиной, едем на базу.

Компания, которую мы встретили на Ленинградской оказалась очень радушной, мы вместе ужинали за одним столом, ели суп из утки, ребята угощали водкой, настоянной на бруснике. Она была кстати, после столько непростого дня. Главное, что у них была вода, которой мы напились по приезду.

На утро мы договорились, что пойдем на вулкан вместе с двумя местными и, чтобы успеть, нужно выходить очень рано.  

 

 3.4. День 4-ый. (10.09.09)

база Ленинградская – Вулкан Плоский Толбачик - Ленинградская

Старт: 7:55.

Покрытие: вулканический шлак, рыхлый вулканический шлак.Вулкан Толбачек

Погода: пурга, сильный ветер, мокрый снег.

 

Пробег за день

23  км

Пробег общий

129,0 км

Ср.скорость движения

3,7 км/ч

Макс.скорость

10,7 км/ч

Набор высоты

1839 м

             Проснулись очень рано, чтобы с первыми лучами солнца начать восхождение. С утра погода была ясная, первоначально взяли высокий темп, который по ходу немного скорректировали. Шли натоптанной тропой. В начале она маркирована врытыми в землю палками с цветовыми метками, а выше по тропе мы ориентировались по каменным турам. После 2, 2,5 часов хода погода резко изменилась. С востока налетел облачный фронт и буквально за 5 минут мы оказались внутри облака с сильным ветром и снегом. Было принято решение продолжить восхождение с расчете на то, что погода улучшится. Чем выше мы поднимались, тем более сильным становился ветер и более плотной становилась снежная пелена. Тропу заносило снегом. В итоге, мы немного сбились с неё и, не дойдя, примерно, около 1,2 километра до кромки кратера, решили возвращаться.

По пути назад ветер дул встречно-бокового направления, снег летел практически в горизонтальной плоскости. Тропа лишь угадывалась. Наши следы по пути наверх уже перемело. Туры, сложенные из камней очень помогали ориентироваться по пути назад.

Придя на базу мы не обнаружили наших соседей, которые, судя по всему уехали незадолго до нашего появления.

Воду удалось найти и откопать, она была в том месте, где была отметка на навигаторе.

Описать словами можно так. Обходите дом со стороны костровища, встаете спиной к дому. Впереди метрах 35-40 перед собой увидите обрыв. Идите к нему, заЗастывшая лавабирая немного левее. Спускаетесь с обрыва и смотрите направо.  Там есть углубление. В этом углублении прямо в шлак врыта пластиковая труба, из которой сочится вода.

Для того, чтобы добыть её мне пришлось очистить трубу от нанесенных в неё листьев и шлака и сделать углубление под трубой еще глубже, чтобы была возможность подставить котелок.

Вода сочится очень медленно, но верно. Поэтому можно сказать, что на Ленинградской вода есть. 

Т.о. Толбачик остался непокоренный нами, значит есть повод вернуться.

 

Отступление.

Завели будильник на 5.00. Но оторвать голову от спальника было решительно невозможно, если учесть, что легли мы уже ночью. Сумели проснуться даже двое парней из компании. Но они почему-то отказались от восхождения, несмотря на то, что Толбачик был открыт от облаков и ничего не предвещало непогоды.

Чем выше мы поднимались, тем более эпические картины нам открывались. Камней становилось больше. Идем, у тут происходит нечто невероятное. На нас налетает снежный фронт, все меняется за считанные минуты. Не успеваем опомниться, как мы уже идем среди снежной пурги, которая усиливается по мере продвижения.

Тут мы увидели, что такое горизонтальный снег. До вершины Плоского Толбачика дойти так и не сумели, хотя у некоторых было такое желание.  Но ждать от погоды благосклонности тоже лучший вариант, поэтому мы решили не рисковать без необходимости и начали возвращаться на базу.  Спуск был не менее сложным чем подъем. Он осложнялся тем, что расселины в камнях засыпало снегом и подошва ботинок иногда скользила.

Чем ниже мы спускались, тем теплее становилось и снег становился мокрым. В сочетании с сильным ветром это привело к тому, что верхняя одежда начала промокать и мы оделись в дождевики.

Когда пришли на базу, наших соседей уже не было, они уехали, но каково было удивление, когда мы увидели заполненные водой котелки и приготовленную еще теплую кашу! Это было очень приятно и неожиданно.

Ну что ж, надо было коротать время до следующего дня. Т.к. мы промерзли, то хотелось побыстрей согреться. Все попытки разжечь печь ни к чему не приводили. Дрова были сырыми, а тяга в трубе настолько сильной, что весь огонь, если он разгорался, и тепло буквально выдувало в трубу.

У Сергея начались проблемы с глазом. Промывали специальным раствором. Народ был уставший, а делать в такую погоду было нечего, даже на улицу лишний раз не выйти. Поэтому мы коротали время во сне, чтобы на следующий день нас выдвинуться с новыми силами.

 

  3.5. День 5-ый. (11.09.09)

Ленинградская - Козыревск

Старт: ~12:00. Финиш: 20:00

Покрытие: вулканический шлак, рыхлый вулканический шлак, камни, грунтовая дорога

Погода: сильный ветер, дождь, пасмурно.База Ленинградкая

 

Пробег за день

71,1  км

Пробег общий

200,1 км

Ср.скорость движения

12,2 км/ч

Макс.скорость

41,1 км/ч

Набор высоты

330 м

            Погода по-прежнему плохая. Сильный ветер, мокрый снег, переходящий дождь.

Ждем до обеда, ветер немного ослаб, моросит дождь. Выезжаем, нам вниз. Велосипеды быстро разгоняются, но управление не на 100%. Велосипед «плывет» по шлаку и его приходится ловить. Проезжаем развилку на базу Водопадная. Это еще одна база вулканологов, она расположена дальше, чем Ленинградская, но там лучше обстановка с  дровами, более уютные домики и не такой сильный ветер. Не успеваем проехать и 10 км, у Наташи разболталось крепление багажника, останавливаемся и затягиваем гайки. Странно, но с этой стороны нет такого мертвого леса через который мы проезжали по дороге на Толбачик. Здесь свои прелести.

Доезжаем до границы растительности, дорожка сужается и превращается почти что в каменную речку. Едем очень аккуратно переваливая с одного камня на другой.

По пути вниз встречаем группу немцем-велосипедистов. Неожиданно. Немного общения и в путь. Подъезжаем к развилке и встаем. Дорога, ведущая прямо более короткая, но через болота, дорога налево идет в объезд. У нас точно определено место ночевки, поэтому мы едем в объезд по хорошей дороге.

По пути встречаем лосёнка с мамой. Про себя думаем, хорошо, что не медвежонка с медведицей.

Участками дорога становится похожа на лесовозную, местами она превращается в шлаковую, но в целом покрытие твердое.Река Студеная

Вброд переходим реку Студеная. Нам повезло, что её питание ослабло и поток оказался не таким сильным как предполагалось ранее.

К вечеру  доезжаем до Козыревска, разыскиваем гостиницу «У Марии» и останавливаемся у неё на ночь. 500 руб с человека, включая баню.

 

Отступление.

Просыпаемся, за окнами все так же завывает ветер. На улицу без скафандра, т.е. без дождевика и резиновых перчаток не выйти. Ветер не сносит с ног, но тем не менее он очень сильный. Идет снег, который бьет по лицу. В общем крайне неприятная картина. Поход за водой или в туалет превращается почти в подвиг.

Спускаясь по каменистой дороге встречаем группу немцев. Они тоже на велосипедах. Маньяки! Разговорились. Мы объяснили им, что ничего хорошего их дальше не ждет. Обменялись презентами. Мы отдали им один фальшфейер, а они поделились шоколадом. Пожелали друг другу удачи, обменялись контактами и разъехались.

В Козыревске перед тем как расселиться в домашней гостинцы закупаемся в магазине. Чтобы как-то отметить прохождение первой части маршрута покупаем пиво и т.п. Гостиница у МарииНайти гостинцу и выяснить откуда уходит автобус на П-К труда не составило. Нас поселили в двухместные домики с обогревателями, мы сходили в баню, погрелись, помылись.

Хозяйка нам также рассказала, что у неё живет съемочная группа РТР, что они снимают фильм о Камчатке. Группа приехала, когда мы были в бане. Самих корреспондента и оператора мы не видели, зато пообщались с водителей, который возил их на ЗИЛе и гидом.

Так завершилась первая часть нашего маршрута. Далее переезд в П-К и южная группа вулканов.

 

3.6. День 6-ый. (12.09.09)

Козыревск – Петропавлоск-Камчатский

Автобусный переезд

За билеты от Козыревска до Петропавловск-Камчатского вместе с велосипедами отдали 1 500 руб с человека.

Отступление.

Предварительно созвонились с тур. фирмой Балуй и договорились по поводу ночевки.

Автобус, на котором мы ехали идет из поселка Ключи, что севернее Козыревска, поэтому мест на утреннем рейсе не было и удалось лишь взять на дневной.

Около 12 подъехал автПаромная переправа через Камчаткуобус ПАЗ. Он был загружен полностью. Водитель, пользуясь своим монопольным положением, взял с нас за провоз багажа по 500 руб.Упаковались.

На переправе, следуя правилам, мы вышли из автобуса. Большой паром перевез наш автобус и еще несколько машин на другой берег Камчатки.

По пути делаем остановку, пробито колесо. Первый раз вижу как меняют камеру у автобуса. Занимательное зрелище.

Еще останавливаемся в селе Мильково. Выясняется, что разбито заднее стекло. Это произошло благодаря нашим велосипедам. Водитель зол и недоволен, но нам ничего не высказывает.

Пока стоим и ждем пока уберут осколки стекла к нам пристает бассет-хаус. Собака-попрошайка. Народ подкармливает её пирожками. Если не поделиться, она начинает лаять. Совсем обнаглевший пес! Но такой смешной! В общем он нас повеселил.

В Петропавловск приезжаем уже поздно, давно стемнело. Нас встречает Александр с другом – представители фирмы Балуй. Грузим велосипеды и багаж в Toyota Land Cruiser и едем к месту ночевки. Нам дали комнату в коттедже, который стоит на берегу авачинской бухты. Коттедж построен на продажу, и пока покупателя не нашли они пускают туда туристов вроде нас.

 

3.7. День 7-ой. (13.09.09)

п. Авача – Верхнепаратунские термальные источники (сопка Горячая)

Старт: ~9:10. Финиш: 18:45

Покрытие: асфальт, грунтовая дорога

Погода: ясно, переменная облачность.

 

Пробег за день

69,5  км

Пробег общий

269,6 км

Ср.скорость движения

13,2 км/ч

Макс.скорость

57,4 км/ч

Набор высоты

645 м

 Авачинская бухта

            В очередной раз собрав велосипеды, мы выезжаем в южную часть полуострова, чтобы посетить вулкан Мутновский.

Погода хорошая, асфальт ровный. Участок дороги от поселка Авача до перекрестка дорог на П-К идет в гору. 3 км утренней разминки на низких передачах. Далее начинаются качели. Дорога идет то с горы, то в гору, проезжаем 12 км в сторону Елизово иКорячкий вулкан на перекрестке напротив АЗС поворачиваем налево. Гладкий асфальт и равнинный рельеф позволяют поддерживать высокую среднюю скорость. Пересекаем по мостам множество речек. С виду вода с них мутная и не очень пригодна для питья. Вытягиваемся в струнку и едем на колесе. Постепенно характер рельефа начинает меняться, появляются локальные подъемы и спуски. В Паратунке, это в 41,6 км от места нашей прошлой ночевки, закупаем продукты на несколько дней.

В поселке Термальный останавливаемся на обед, там есть выезд к реке.

Далее населенки как и асфальта далее не предвидится.

Дорога ма Мутновкую ГеоТЭСПо пути открывается вид на Вилючинский вулкан, укрытый снежной шапкой, проезжающие машины предупреждают нас о том, что видели впереди медведя, пересекающего дорогу. Мы начинаем бдить.

На одном из подъемов мы останавливаемся. Серебряный ключ. Ручей, берущий начало с сопки выходит почти на дорогу.  Пополняем запасы воды. Есть беседка, т.е. обед можно было устроить и здесь. Он находится примерно в 15 км от Паратунки.

Едем дальше, начинаем искать ориентиры, которые бы подсказали, что мы доехали до Верхнепаратунских термальных источников. Спрашиваем у местных.
Ориентиры следующие. Дорога огибает сопку Горячая слева и к источникам ведет пешеходная тропа. Она начинается справа по направлению движения и переход с обочины через канаву вымощен бревнышками. Напротив тропы есть достаточно просторная поляна, а также линия ЛЭП, пересекающая дорогу. Склон, ведущий в ваннам с горячей водой достаточно крутой.

Узнав ориентиры, мы без труда опознали место и искупались в термальных водах Камчатки.

 

Отступление.

В Термальном где мы обедали в реке были трупы огромных рыб, они отнерестились и умерли. Грустно видеть мертвых гигантов. В воду на суп и чай для обеззараживания мы добавляли марганца.

А пока искали источники умудрились один раз повернуть не туда, и потеряли на этом немного времени.

Когда приехали на место, разговорились с парой местных жителей. Выяснилось, что они едут с Горелого в П-К, а мы наоборот. Мы пошли искать место для палатки, а Сергей немного задержался и продолжал общение. Когда он появился, в руках у него был горячий шашлык из кижуча, которым пара угостила нас. Шашлык стал отличным  дополнением к горячим источникам. Верхнепаратунские источнки

Чтобы не оставлять лагерь без присмотра поделились на пары и пошли купаться по очереди.

Поднявшись по тропе порядка 70 метров мы вышлю к ваннам с горячей водой. Но было много народу, потому что был выходной день. Наверху разговорились с парнишкой, он сказал, что немного ниже тоже есть ванны, но они не такие горячие и показал нам их. Там действительно был лишь один человек. Со склонов сопки были видны «домашние» Петропавловские вулканы. Солнце клонилось за горизонт.

 

3.8. День 8-ой. (14.09.09)

Верхнепаратунские термальные источники (сопка Горячая) – перевал Мутновский – база вулканологов под Мутновским

Старт: 10:00. Финиш: 20:00

Покрытие: грунтовая дорога, песчаник

Погода: пасмурно, дождь, переменная облачность.

 

Пробег за день

57,5  км

Пробег общий

327,1 км

Ср.скорость движения

8,8 км/ч

Макс.скорость

50,2 км/ч

Набор высоты

1657 м

 

            Несмотря на проливающиеся небеса собираем лагерь и выезжаем. Тяжелые облака висят низко над землей, воздух подернут туманной дымкой. Дорога в ямах, едем медленно, добавляются разболевшиеся колени Натальи. В километре перед нами виднеется подъем на перевал, слева от меня звук резкого торможения, оборачиваюсь. Наталья остановился. Говорит, что заблокировало колесо, подхожу, оно не проворачивается. Смотрим. Лопнул обод на заднем колесе. Приехали. Собираем консилиум. Запасного обода мы естественно не взяли. Просчитываем варианты. Решение пришло весьма интересное. Я начинаю тормозить попутные машины. Первая же Mitsubishi Delica останавливается. После  непродолжительных переговоров выясняем, что ребята могут добросить нашего участника до базы вулканологов под Мутновским, водитель рисует схему и делает подробное описание как до туда добраться. Нас остается трое, Марина избавляется от баула, я и Сергей едем с грузом в перевал.

Длина подъема всего лишь 6 километров, но буквально сразу подъем идет под 10 градусов. Местами субъективно он еще круче и приходится спешиваться, чтобы велосипед с баулом не опрокидывало назад.

Средняя крутизна подъема по расчетам составляет 10 градусов.Вилючинкий перевал

Поднявшись на перевал мы оказываемся в плотном облаке, в «молоке» и совсем непонятно, что находится вокруг.

На седловине встречаем наших новых знакомых. Они убеждаются, что с нами все в порядке. Им показалось, что ехали мы долго и предложили скинуть баулы в машину. Отказываться не стали. В заплечники загрузили перекусы и поехали с ветерком вниз.

Дорогу на перевале ровняют грейдером, а спустившись мы оказались на каменистой грунтовке. И после спуска последовал затяжной подъем на плато. Постепенно погода начала улучшаться. На развилке возле знака «кирпич» едем налево и  дальше сворачиваем с дороги, ведущий к ГеоТЭЦ направо. Ориентир – покрышка с палкой.  Проезжаем песчаное озеро. Озеро – это плоская лужа, глубиной по щиколотку или чуть глубже, растекшаяся по песку. Далее дорога от озера идет на восток, песок иногда достаточно плотный, но преимущественно рыхлый, проезжаем снежник, проезжаем плоский как блин участок и выезжаем к речке. Дорога снова раздваивается. Нам нужно было выбрать левое направление, но об этом мы узнаем чуть-чуть позже. Мы поехали направо, поэтому, немного поплутав, вернулись и начали подъДвугорбая сопкаем по верной дороге.

Еще немного вверх-вниз и мы добираемся до базы. В ней живут вулканологи, поэтому мы разбиваем палаточный лагерь и встаем на ночь.

 

Отступление.

После того, как лопнул обод предлагались самые разные варианты решения. В итоге пришли к тому, что район, в который мы едем посещаем людьми и если мы сможем уехать туда, то найдем способ уехать и оттуда. Поэтому решили тормозить попутные машины.

Первая машина и сразу удача. Алексей – водитель машины и гид по совместительству вез двух туристов из Иркутска на вулканы Мутновский и Горелый. Их и наши планы несколько расходились по времени. И мы договорились о том, что они доставляют нашу участницу до базы вулканологов, а дальше мы ориентируемся и корректируемся по дальнейшим планам. Так и сделали.

Пока мы искали домик, Алексей с Наташей и иркутскими туристами на борту успели доехать до Мутновского вулкана и там погулять.

Посовещавшись вечером и обсудив дальнейшие планы мы решили, что будет неплохо, если Алексей повозит нашу участницу вместе со своими туристами, а мы будем следовать за ними на велосипедах.

В результате поломка обода откликнулась нам тем, что мы смогли увидеть больше в более короткие сроки.

 

3.9. День 9-ый. (15.09.09)

база вулканологов под Мутновским – вулк- Мутновский (восхождение) – лагерь под вулк. Горелый

Покрытие: грунтовая дорога, песчаник, глина

Погода: переменная облачность, ясно.Мутновский вулкан

 

Пробег за день

19,2  км

Пробег общий

346,3 км

Ср.скорость движения

4,7 км/ч

Макс.скорость

28,3 км/ч

Набор высоты

996 м

 

            Сегодня восхождение на Мутновский вулкан, который является действующим и знаменит своими фумарольными полями. Собираем лагерь, грузим все лишнее в машину сопровождения и отправляемся на покорение высот.

Велосипеды оставляем недалеко перед началом пешей тропы, состегиваем их тросовым замком. Погода ясная, Солнце слепит глаза, настроение приподнятое. Преодолеваем ледник, спускаемся в расселину, заполненную снегом и глиной. Начинаем ощущать серный запах. Мы приближаемся к первым фумаролам. Вот их уже становится слышно, внизу течет и убегает под ледник теплая речка. Мы поднимаемся дальше, доходим до нижнего фумарольного поля. Тут газ выходит с сильным шумом, запах сернистого газа повсюду. Когда ветер дует в нашу сторону приходится дышать через ткань. Делаем несколько фотографий, поднимаемся выше.

Выходим к первому кратеру, дно которого заполнено озером. Но тропа идет еще выше и мы идем туда.

В конце тропы есть страховочная веревка, используя её мы поднимаемся на гребень и оказываемся на кромке активного кратера. Огромная дыра, из стен которой выходит газ, захватывающее зрелище. Но засматриваться не приходится, карниз очень небольшой, а земля под ногами не кажется незыблемой. Поэтому очень аккуратно спускаемся на площадку, с которой можно безопасно наблюдать за происходящим.

Полюбовавшись спускаемся, еще предстоит ехать до вулкана Горелый, нас там ждут. Обратный путь преодолевается гораздо легче. Примерно в 16:30 мы прибываем в лагерь под Горелым вулканом.

 

Отступление.

Пока мы посещали Мутновский вулкан, моторизованная группа ездила на каньон Опасный с огромный водопадом. Нам тоже стоило туда сбегать, мы упустили эту возможность. Пока поднимались догнали и обогнали группу новосибирских малоразговорчивых вулканологов. Девочки шли налегке, мальчики тащили какое-то железо для своих исследований. Погода радовала синим небом и ярким слепящим солнцем. Поднялись, спустились, прошли аккуратно ледник, снова спустились и оказались в расселине. Поднимаемся, у стен лежат большие булыжники, которые, вероятней всего упали сверху. Поэтому надо быть начеку. Идем по жесткому снегу, затем он сменяется глиной. И вот мы уже видим вдали струи пара, вырывающегося из каменных стен. Проходим еще немного и начинаем не только видеть их, но и слышать, и даже чуять. Сернистый газ чуется за версту, поэтому от нетерпения мы немного ускоряем шаг, поднимаемся круто вверх и выходим в нижнему фумарольному полю. Ух! Вот это да! Несколько дыр в земле разного диаметра, из них с ревом вырывается горячий газ, тут же бурлящий котел, плюющийся в разные стороны кипящей черной массой, тут же желтые «ноздри» фумарол, расположенные в стене, на другом берегу теплой вулканной речки. Ветер меняет направление и дует в нашу сторону, приходится закрываться и выходить из газового облака. Все такое живое, переменчивое и нестабильное! Земля дышит, она на самом деле дышит, как это передать словами? Природная тепловая станция, мы на ней стоим, в метрах, десятках или может сотнях метров под нами под огромным давлением все клокочет, рвется, бушует, готовится вырваться наружу! А может это просто мои фантазии. Вдоволь насмотревшись двигаемся дальше по тропе вверх. Проходим меньше километра и оказывается на кромке одного из кратеров Мутновского. Он не активный, на дне застывшее озеро с небольшой проталиной. Но тропа не заканчивается, она идет еще круче и выше. Идем! При помощи страховочной веревки забираемся на верх и оказываемся на перешейке между двумя кратерами. Причем вновь увиденный гораздо больше, глубже и активней. Со дна и стен вздымаются клубы газа, сосчитать кол-во фумарол очень сложно, их заволакивает дым от соседей. Там же на кромке, выйдя плоскую площадку, мы устраиваем перекус. Насколько это все кажется нереальным и необычным! Ну все, пора спускаться, нас под Горелым уже наверняка ждут наши товарищи. Наполненные впечатлениями мы бодренько идем вниз. Вулканологи, которых мы обгоняли, расположились на нижнем фумарольном поле. Не обращаем на них особого внимания да и они на нас тоже. Велосипеды нашли в том же месте где их и оставили. А дальше восемь километров рутинной крутешки педалей по песку. Подъезжаем в Горелому вулкану и уже издалека замечаем блестящий корпус Delic’и.  Начинаем более активно крутить педали. И надо сказать, что приехали мы очень вовремя. Как раз был приготовлен шикарный по походным меркам обед.

Поднявшийся ветер дал возможность высушить вещи, оставшиеся с предыдущего несухого дня.

После обеда Алексей сделал нашей группе подарок, показав нам сначала лавовые пещеры и затем свозил на вилючинские горячие источники, расположенные у подножия вилючинской сопки. Возвращались уже в полной темноте и немного заблудились. От помощи GPS Алексей отказался, но и мы были не против немного потрястись по бездорожью в отличной компании, так даже веселей!

Такой незапланированной поездкой закончился еще один день нашего путешествия.

 

3.10. День 10-ый. (16.09.09)

лагерь под вулк. Горелый – вулк. Горелый (восхождение) – Термальный – п. Авача (Петропавловск-Камчатский)

Финиш: 22:15

Покрытие: асфальт,грунтовая дорога, песчаник, глина

Погода: ясно.Подъем на Горелый

 

Пробег за день пеший

10,5  км

Пробег за день вело

98 км

Пробег общий

454,8 км

Ср.скорость движения пеше

3,5 км/ч

Ср.скорость движения

18,4 км/ч

Макс.скорость

53,8 км/ч

Набор высоты пеше

1804 м

Набор высоты вело

843 м

             Этот день был с самым плотным графиком движения во всем походе.

Проснулись мы дВулкан Горелыйо рассвета и наблюдали как со стороны океана из-за гор появляется солнце. Быстро собравшись, пошли вверх на Горелый вулкан. Сначала поднимались не по тропе, а радиально вверх, пройдя разрез с водопадом вышли на натоптанную тропу и до конца подъема шли по ней. Ясная погода давала отличную возможность насладиться окружающим пространством. При подходе к кромке кратера на вершину налетело облако и мы на время оказались им закрыты. Глина также не давала расслабиться, приходилось прилагать усилия, чтобы не соскользнуть вниз по склону. Пробыли там не долго, прогулялись от одного кратера к другому, сфотографировали озера на их дне, понюхали газку и прямиком вниз. После обеда в лагере поехали в Петропавловск-Камчатский. Выехали примерно в 15:45 В заплечных рюкзаках оставили только самое необходимое – воду и перекусы, остальное бросили в машину. Со стороны Мутновской ГеоТЭС и без груза на багажнике Вилючинский перевал преодолели очень быстро. По каменистой грунтовке ехали также как по асфальту со скоростью 22-24 км/ч. При выезде на асфальт возле поселка Термальный  использовали тактику езды на колесе. Сначала я, а потом Сергей вели наш пелотон к городу. Финишировали уже затемно. При выезде на дорогу между Елизово и Петропавловск-Камчатским мы не чувствовали себя комфортно и уверено, несмотря на передний свет и задние мигалки.  Дорога узкая и без освещения. Останавливались на ночь в том же месте, что и ранее, а именно на берегу Авачинской бухты.

Отступление.

Ясная погода дала прекрасный шанс увидеть все в радиусе 70-80 км. С вершины Горелого мы видели Тихий океан, Корякскую и Авачинскую сопку. Вилючинский вулкан был просто как на ладони.

Кратеры с их кислотными озерами бирюзового цвета смотрятся совершенно не поземному.

Долго ходить и любоваться не было времени. Нам еще надо возвращаться в Петропавловск, а это в 100 км от того места, где мы остановились.

Спускаемся, по пути встречаем группу «туристов» в белых кроссовках и яркой чистой одежде. Забавно, потому что наверху глина, которая разъезжается под ногами.

Спускаемся в лагерь, обедаем. Доставку баулов берет на себя Алексей. Наша задача максимально быстро доехать до Петропавловска.

Заезжаем налегке на перевал и в этот момент я жалею, что выложил свой фотоаппарат вместе с другими вещами. Вид потрясающий. Все вокруг залито солнечным светом, краски осени играют как никогда раньше, синее небо, ах! Все, что было затянуто облаками сейчас открылось, но времени нет, надо ехать. Езда по каменистой дороге в конце концов стрясает мозг, пальцы на руках начинают неметь от постоянной вибрации.

Проезжаем мимо Верхнепаратунских источников, замечаем нашу машину сопровождения. Оставляем им на зеркале знак о том, что мы впереди и несемся дальше.

Возле серебряного ключа останавливаемся на перекус. Машина нас догоняет. Буквально пару слов, они уезжают. Мы снова в роли догоняющих. После перекуса темп падает, Марина начинает отставать. Доезжаем до асфальта и вытягиваемся в струнку. Я и Сергей по краям, Марина в серединке.  Едем плотно на колесе. Расстояние между велосипедами 20-25 см. Примерно за 20 км до места ночевки нас застигают сумерки, скорость снижается. Выезжаем на дорогу Елизово – Петропавловск. Движение оживленное, дорога узкая, приходится ехать очень аккуратно и держать дистанцию перед впередиидущим.  Но цель уже близко и это придает сил. К поселку Авача спускаемся практически в полной темноте. На дороге нет освещения, а передний свет на велосипеде почти никак не помогает. Но все обошлось, мы доехали целыми и невредимыми. Это был день, когда мы можем по праву гордиться собой.

 

3.11.  День 11-ый. (17.09.09)

Дневка в Петропавловск-Камчатском.

Ремонт обода, который смогли найти лишь в магазине Куба.

Магазин Куба

П-К, ул. Тельмана, д. 38

ост, 5й км (или ДК КГТУ)

Корректировка дальнейших планов.

 

3.12.   День 12-ый. (18.09.09)

Петропавловск-Камчатский – р. Светлая

Покрытие: асфальт, грунтовая дорога

Погода: переменная облачность.

 

Пробег за день

58  км

Пробег общий

512,8 км

Ср.скорость движения

12,1 км/ч

Макс.скорость

50 км/ч

Набор высоты

630 м

 

            После корректировки планов из-за более раннего возвращения мы решили съездить в Налычево. Судя по описаниям нас там ждали горячие минеральные источники.

Изначально данный участок не планировался и по нему не было информации. Мы отправили в разведку боем.

Закупили продукты на оставшуюся часть маршрута в супермаркете возле автостанции. Там же познакомились с представителем местной велосекции. Выспросили про дорогу и как на неё быстрее попасть. В итоге двинулись через Петропавловк, на 7-ом километре повернули налево, едем по главной. Проезжаем 1-ое кольцевое движение, по кольцу налево, небольшой спуск 2-ое кольцевое движение, на нем прямо. Проехали пост ГАИ, повернули направо и попали на грунтовую дорогу. На одометре 11 км от места ночевки. Дорожка нескучная, идет то вверх, то вниз. Подъемы и спуски локальные и некрутые. Через некоторое время мы выехали на радыгинскую дорогу, которая идет мимо многочисленных воинских частей. На этой дороге мы встретили длинную колонну БТРов, которые, по всей видимости возвращались в часть после учений. По пути пересекли вброд пару ручьев и реку Каменистая. К реке Светлая подъехали уже на закате, поэтому дальше решили не ехать. Пересекли её по пешеходному мосту, который сооружен немного правее автомобильного брода и встали на ночевку.

Отступление.

Каких-то сильных эмоциональных потрясений в этот день не было. Да и после «дышашего» Мутновского все остальное казалось повседневным. Что отдельно хочется отметить, так это то, что мы по-новому взглянули на вулканы Корякский, Авачинский, Козельский. Мы объезжали эти вулканы с другой стороны. И вот едем мы по абсолютно прямой грунтовой дороге. Вдруг вдали останавливается УАЗик и из него выходит несколько человек. Подъезжаем ближе – военный патруль. Они начинают подряд останавливать впереди едущие машины. Я напрягаюсь. Проблем с военными на почти приграничной территории как-то не хочется. Подъезжаем снижая скорость, молодой человек в форме предупреждает, что впереди двигается колона и нам лучше держаться правой стороны дороги. Проезжаем. Через некоторое время на горизонте появляется облако пыли и черные точки, выстроенные вереницей, которые начинают быстро приближаться. Колона боевых машин примерно 50 шт едет мимо нас. Мощь советской, тьфу, российской армии ощущаем на себе. Оставшаяся часть дневного пути не была насыщена событиями.

 

3.13.  День 13-ый. (19.09.09)

р. Светлая – р. Седловина – дорога в налычевский парк

Покрытие: грунтовая дорога, песчаник

Погода: переменная облачность.

Старт: 11:15Налычевский парк

 

Пробег за день

44  км

Пробег общий

556,8 км

Ср.скорость движения

8,1 км/ч

Макс.скорость

28,6 км/ч

Набор высоты

745 м

 

            На старт очередного ходового дня вышли в достаточно расслабленном состоянии.  Но дорога преподнесла сюрприз. Недостаточно информации о районе и рельефу дали о себе знать. Дорога, по которой мы двигались, местами переходила в песок, колеса скрывались примерно на 1-3 см. По пути начали попадаться мелкие ручьи и речки: Каменистая, Мутная, Седловина и еще около 3-4 ручьев. На броде мы теряли время на переобувание и подготовку велосипеда, т.е. примерно в половине случаев снимали баулы и переносили технику по частям.

Река СедловинаСамым сложным препятствием оказалась река Седловина. Кроме глубины (выше колен) река имеет бурное течение, которое, не смотря на страховку палками, несло по дну. Русло достаточно широкое. Чтобы использовать страховку понадобится веревка не менее 50 м.

Также скорость передвижения ограничивал рельеф, который становился все более пересеченным по мере продвижения.

Дорога делала невообразимые петли, которые не были отрисованы на карте. В итоге за 44 км пройденного расстояния фактически мы приблизились лишь на 20.

Потеряв время и силы, мы решили остановиться у небольшого озерца, которое расположено в полутракилометрах от первого кардона в налычевский парк.

 

Отступление.

Денек выдался на редкость непростым, хотя первоначально это ничего не выдавало.

По началу дорога шла по спокойному рельефу, периодически меняя твердость покрытия с укатанного песка на рыхлый.

Преодоление ручьев и речек давалось нам особенно долго, потому что каждый раз ездовую обувь меняли на обувь для бродов. Это был мой просчет, как руководителя, потому что я не знал точного количества водных преград, которые мы встретим на своем пути. Дорожное покрытие лучше не становилось и к нему еще добавились сопки, по которым мы к концу дня успели накататься от души. Глядя в карту я рассчитал необходимый километраж как 30 км, но все планы были просто напросто растоптаны после того, как мы поняли каким образом идет дорога. А она представляет собой серпантин, разложенный на местных сопках и сопочках. И на 5 километров пройденного серпантина мы приблизились к цели лишь на 1 километр. Это досадовало, т.к. время шло, а расстояние уменьшалось крайне медленно. После нескольких таких «попугаев» мы подъехали к реке Седловина. Невооруженным глазом было видно, что река бурная. Автомобильный брод прослеживался. Переходили мы по нему. При переходе уже традиционно пользовались трекинговыми палками, но тем не менее течение было настолько сильным, что сносило по дну. От этого возникло  ощущение беспомощности и робости, с которым пришлось побороться и идти дальше. По-хорошему, при переходе надо было использовать обвязку, чтобы кто-нибудь с берега страховал бредущего. Но всё обошлось без последствий, мы благополучно перешли реку и двинулись дальше. А дальше было еще пару мелких ручьев, перед которыми находился первый кардон налычевского парка. На кардоне веселая компания отмечала двойной день рождения. Пьяный егерь встретил нас, мы немного побеседовали и поезхали своей дорогой. Конечно по правилам мы должны были купить разрешение на посещение парка, но факир был пьян и фокус не удался.

  

3.14.  День 14-ый. (20.09.09)

дорога в налычевский парк –  р. Седловина – радыгинская дорога

Покрытие: грунтовая дорога, песчаник

Погода: переменная облачность, пасмурно

  

Пробег за день

55,5  км

Пробег общий

612,3 км

Ср.скорость движения

~10 км/ч

Набор высоты

~800 м

 

            Цель в предыдущий день достигнута не была и времени на её достижение у нас уже не оставалось. Мы повернули назад и поехали той же дорогой. Хотя в районе Налычево есть дороги, ведущие через перевалы, выходящие в районе города Елизово.

Нашей следующей целью бьл Тихий Океан. Местные жители, возвразавшиеся в Петропавловск с кардона подсказали нам интересное место – озеро Котельное. Это озеро имеет в поперечнике около 1,5 километров и отделено от океана косой шириной 400-500 метров. Мы поехали на него. Обратный путь был легче и быстрее, т.к. мы уже знали где расположены ручьи и что ждать от дороги. По пути встретили ребят на вседорожных мотоциклах, обменялись контактами. При переходе по мосту через реку Светлая GPS навигатор выпал из сумки на руле и его унесло течением. Т.о. трек и другая полезная информация была навсегда потеряна. Скорбим.

С этого момента данные о пройденном километраже, средней скорости брал с велокомпьютера. Данные в наборе высоты рассчитывались приблизительно, исходя из ранее пройденного этого участка, и могут служить лишь для общей оценки сложности.

 От Светлой проехали еще 11 км и встали на ночевку у реки возле недостроенного сооружения непонятного назначения, возможно военного.

  

3.15.   День 15-ый. (21.09.09)

радыгинская дорога – оз. Котельное – дорога в П-К.Озеро Котельное

Покрытие: грунтовая дорога, песчаник

Погода: пасмурно

 

Пробег за день

40  км

Пробег общий

652,3 км

 

            Сегодня нашей задачей было посещение океана. Местные жители подсказали наиболее подходящее для этого место – это озеро Котельное, которое отделено от Тихого океана растительной полосой в пол километра.

С начала дня проехали 11,5 км по плотно укатанной грунтовой дороге. Поворот к Котельному озеру отмечен покрышкой с воткнутой в неё палкой, на конце которой болтается красная ленточка. Дорога до озера шла с горки. Покрытие дороги песчаное, но, преимущественно достаточно плотное, чтобы велосипед не зарывался. Примерно на пол пути на велосипеде руководителя лопнула задняя покрышка. Kenda Kwicker протерлась по корду Проехав 8 километров мы выехали к озеру. Вдоль его берега была дорога, по ней мы пошли пешком, спрятав велосипеды в лесу. Там же на берегу встретили местных жителей, которые приехали туда порыбачить и собирать шиповник. С ними мы дошли до Края Земли! Перед нашим взором открылся могучий и бушующий Тихий океан!

Недолго полюбовавшись видами пошли обратно. Сильный ветер не позволил находиться там долго.

Обратно поехали той же дорогой. В горку по песочной дороге было ехать не так просто.

Выехав на плотное покрытие, мы увеличили нашу скорость. Ехать до Петропавлоск-Камчатского в этот день не было смысла, поэтому мы заночевали примерно в 15 км от города. На стоянке поменяли трос переднего переключателя на велосипеде руководителя.

 

3.16.  День 16-ый. (22.09.09)

дорога в П-К – пос. Авача

Покрытие: грунтовая дорога, асфальт

Погода: переменная облачность

 

Пробег за день

26  км

Пробег общий

678,3 км

Финальный походный день, который не принес сюрпризов. Очень быстро доехали до города, закупили продукты, необходимые до вылета, гостинцы и отправились на нашу временную базу в поселке Авача, чтобы подготовиться к вылету. Уже в трех километрах от базы на велосипеде руководителя лопнула спица на заднем колесе.

4.   Снаряжение

4.1. Групповое снаряжение

Снаряжение

Кол-во

Вес, кг

Описание

Палатки

 

 

 

3-х местная High Peak

1

4,10

3-х местная с тентом

Котлы, тросики

 

 

 

Котел 3 л

1

0,35

прямоугольный из нержавейки без крышки

Котел 2 л

1

0,30

прямоугольный из нержавейки без крышки

Пила цепная

 

 

 

Пила цепная

1

0,30

Железная, острая в зеленой коробке

Аптечка групповая

 

 

 

Аптечка групповая

1

0,50

 Перечень отдельным списком

Ремнабор

 

 

 

Ремнабор групповой

1

2,00

 Перечень отдельным списком

Горелка

 

 

 

Горелка мультитопливная Primus Gravity MF II

1

0,36

Баллон 0,9 л + горелка

Электронные устройства

 

 

 

GPS навигатор

1

0,20

Garmin 60 CSx

Прочее

 

 

 

Поварёжка малая пласт.

1

0,03

для супа и каши

     

 

             

           

            4.2.  Личное снаряжение

            В личное снаряжение брали трекинговые палки для облегчения восхождений на вулканы.

 

5.   Смета похода

Общий бюджет составил 45 000 руб.

5.1.        Транспорт

В данном походе стоимость транспорта была основной затратной составляющей.

Самолет

Билеты из Екатеринбурга нужна брать заранее. Мы покупали в апреле, а поход был в сентябре. Это связано с тем, что прямой рейс только один. Авиакомпания Владивосток Авиа, самолет летит из Краснодара через Екатеринбург и Хабаровск до Петропавловск-Камчатского. Стоимость билетов без учета перевеса составила 23 400 руб туда-обратно. Перевес «туда» примерно 3,5 тыс с человека(взяли за негабарит по-полной). Перевес обратно примерно 2,6 тыс с человека (взяли только за килограммы сверх нормы). Время в пути 10 часов. Время вылета вечернее, как и время прилета.

Автобус

Билет на автобус из Петропавловск-Камчатского до пос. Атласово стоит 650 руб. За багаж отдали 150 руб с человека. Время в пути 8 часов. Время выезда 12.00 от автостанции.

Из Козыревска в Петропавловск уехали за 1500 руб с человека, из них 500 руб – багаж. Время в пути около 10 часов. Есть утренний и дневной рейсы. Автобус через Козыревска следует транзитом из поселка Ключи.

 

5.2.        Проживание.

По прилету остановились в квартире недалеко от автостанции за 1 500 руб/сут. Объявление нашли в местной газете.

Остальное время проживали в пустующем коттедже на берегу авачинской бухты за 250 руб с человека. Коттедж предоставила тур. фирма «Балуй». Контактное лицо – Власова Елена. Нам предоставили целую комнату без мебели, комнату-кухню, стиральную машину и подворье, на котором мы оставляли велосипеды.

  

6.      Итоги, выводы, рекомендации

Итоги

Поход прошел без ЧП с изменением нитки маршрута. Из-за поломки обода пришлось сократить по времени пребывание в южной части полуострова, но благодаря местному гиду мы провели это время насыщенно.

План по посещению достопримечательностей перевыполнен. Удалось посетить: вулканы Толбачек, Мутновский, Горелый; термальные источники Верхнепаратунские и Вилючинские; побережье Тихого Океана; лавовые пещеры в районе вулкана Горелый.

 

Выводы

Совмещение пешего и велосипедного маршрутов позволило более полно ознакомиться с природой Камчатки. Но достижение многих природных достопримечательностей осложнено отсутствием дорог.  Сентябрь является одним из лучших месяцев для проведения похода, потому что еще есть ягоды, нет насекомых и устойчивые погодные условия (особенно в глубине полуострова).

 

Hosted by uCoz