Производственная необходимость в июне занесла меня на юго-запад Китая, в провинцию Сычуань. Большую часть времени провел в провинциальном городке Гуанхань, иногда выбираясь в областной центр Чанду (8 млн. жителей) либо другие достопримечательные места.
Было очень интересно наблюдать отношение китайцев к велосипеду. Может быть, не у всех местных жителей есть ботинки (они им просто могут быть не нужны), но велосипеды есть у всех. Вот здесь
http://www.e1.ru/fun/photo/view_album.php?id=94973
некоторые зарисовки о том, как, и на чём ездят китайские «байкеры».
Кто ездит:
На велосипедах ездят все, не зависимо от пола и возраста. Если у стариков нет сил ходить ногами они продолжают ездить на веле, если не могут управлять двухколесным, едут на трехколесном, дедушка везет бабушку, или наоборот.
Зачем ездят:
В огромном большинстве случае только по делу: на работу, в магазин, отвезти куда-то ребёнка, на рынок, в парк отдыхать. Очень многие велосипеды используются как орудия производства – рикши, передвижные лавочки, велотележки, мусоросборщики, на велах возят детали по цехам на заводе и т.п. В магазинах и офисах на первых этажах сделаны пологие пандусы, чтобы сходу заезжать внутрь. Во вполне респектабельных офисах менеджеры не стесняются подъезжать на веле к своему рабочему столу. А вот передвигаться на веле ради самого процесса катания, что чаще всего практикуется у нас, там не принято. За 20 дней пребывания в Китае видел всего 2 группы байкеров, которые в соответствующей форме совершали какие-то велопутешествия-покатушки.
Кстати, несмотря на постоянную жару, там не принято предаваться такой праздности, как купание. Мои неоднократные вопросы о возможности где-нибудь искупаться вызывали удивление, отвечали, что вода либо холодная, либо грязная, и вообще, зачем это нужно, если есть душ? Хотя недалеко начинаются горы со сбегающими с них прекрасными чистыми речками. Когда же мне однажды удалось забраться в горную речку, на берегу собрались десятки китайцев попялиться на такую невидаль.
О велорикшах:
Все велорикши в городе одной конструкции и одинаково покрашены. На руле обязательный деревянный ящик – бардачок, туда же складывается выручка. Когда я приехал, весь городок зеленел от велорикш. Каково же было мое удивление, когда на следующее утро все велорикши стали синими. Оказывается, через день работают либо зеленые, либо синие рикши. Тем самым регулируется конкуренция и обеспечивается выполнение норм трудового законодательства.
Как ездят:
На веле сидят низко, как на табурете, колени не разгибают. Никогда не спешат. Количество рядов и направлений движения велосипедов ничем не ограниченно. Вообще переход через улицу даже в провинциальном китайском городке – занятие не для слабонервных европейцев. Начинаешь на себе ощущать броуновское движение. Хотя на всех центральных улицах прекрасные велодорожки, как велосипедисты, так и автомобилисты не брезгуют забираться на чужую территорию. Улицы испещрены разметкой, но на неё никто не обращает внимания. На центральных перекрестках стоят женщины с флажками – велорегулировщицы, пытаются как-то регулировать велодвижение. К сигналам светофора все участники движения относятся не более, как к рекомендательным, а по правому для вас ряду запросто может пробираться автомобиль во встречном направлении. На старых же узких улочках, где к этой каше примешиваются ещё и покупатели, и торговцы с велолавками, которые могут расположиться посреди улицы, творится вообще что-то невообразимое. Интересным способом совершается левый поворот: автомобиль просто выезжает на встречную полосу, перегораживая движение, тем самым вынуждает пропустить его налево. Но аварий и битых авто практически нет. Но никто не ругается, все спокойны. Только непрерывно гудят-звенят. Несмотря на тысячи одновременно передвигающихся людей, утром и днем тротуары почти пустынны – по ним никто не ходит, все едут рядом. Тротуары наполняются лишь вечером, когда народ прогуливается по магазинам-лавкам и прямо посреди тротуаров раскидываются сотни закусочных.
А вот между городами и городками проложены прекрасные платные автомагистрали, для которых в России пока только придумали зеленый дорожный знак. Автомагистрали пронизывают также крупные города. На них доступ велосипедов закрыт. На веле межгород только по бесплатным старым дорогам вполне приемлемого качества.
На чем ездят:
Огромное количество используемых велосипедов, по моему, выпущено ещё во времена молодости Председателя Мао (1893-1976). И последний раз смазывались при его жизни. Иногда промелькивают велы, типа советских «Спутников». И совсем редко - нечто похожее на знакомые нам ашанобайки.
Конструктивные особенности велосипедов:
- Тормоза. Большинство велосипедов, даже ныне выпускающихся, оснащено задними ленточными тормозами. Это барабан, укрепленный на задней оси, который охватывает резино-кордовая лента, натягиваемая либо с помощью традиционной ручки на руле, либо большим рычагом на раме. Передние тормоза из тонкого листового железа не позволяют даже содрать краску с обода. Мои попытки с помощью этих устройств вызвать торможения велосипедов во время тест-драйвов привели меня к позорному провалу - я вынужден был тормозить, шоркая ногами по дороге. Как китайцы в потоке транспорта умудряются останавливать свои велоколесницы, на которые иногда грузят 3-4 человек или по полтонны груза, для меня так и осталось загадкой.
- Корзина на руле столь же неотъемлемая часть конструкции, как и педали. В корзине перевозят домохозяйки – зелень с рынка, менеджеры – документы, солидные обыватели – маленьких собачек на прогулку.
- Зонтик. Трехколесные колесницы обычно оснащаются балдахином. На двухколесных на руле часто установлена стойка, наподобие той, что у нас используется для микрофонов, на которой крепится зонтик (от дождя и солнца).
- Крепление колеса. Никто не озабочен боязнью потерять колесо и поэтому прямо на ось колеса надевается крепление крыльев, багажника и прочего и фиксируется вместе с колесом одной гайкой.
Велосервис:
Очень распространен. Однако спектр услуг ограничен шиномонтажными работами и тем, что могут что-нибудь подправить молотком. В сервисе можно приобрести запасное колесо для грузового вела со спицами из арматурной стали. Вещь полезная, позволяет совмещать занятия велосипедом и тяжёлой атлетикой.
Велостоянки:
Само собой разумеется, повсеместны. На заводе бесплатная крытая велостоянка на несколько сотен велосипедов. Вокруг крупнейшего универмага в Чанду платная велостоянка, на которой стоят тысячи велов. Кроме того, велосипеды перед каждым магазином, лавочкой, офисом. Чаще с подковой-замком на колесе, хотя многие без замков. Т.к. с местом для велов может быть напряг, работники «столбят» деревья перед своей конторкой, оставляя на ночь на ближайших деревьях велозамки.
Где берут велосипеды:
С первых дней пребывания в Китае меня интересовало, где и какие велосипеды продаются. Но на мои расспросы все пожимали плечами, отсылая на барахолку подержанных (или ворованных) велов. В огромном 5-ти этажном спортивном универмаге в Чанду удалось разыскать всего 2 посредственных велосипеда. Наконец, мне удалось найти знающего человека, который повез меня в специализированный веломагазин. Магазин оказался лавочкой размером с гараж, в котором стояло аж 6 моделей велосипедов! Самой крутой моделью был MERIDA DUKE PRO с навеской Alivio по цене около 3000 юаней (1 юань = 3,5 рубля). И практически никаких комплектующих, за исключением традиционных корзин на руль.
Так как же так? Крупнейшая велодержава, где размещено производство большинства мировых брендов – и невозможно купить вел. Я полагаю, всё очень просто. Современные велосипеды для китайца – дорогая и ненужная западная блажь. Хитрые китайцы просто пересаживаются со своих старых механических велосипедов на новые ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ. Но о них чуть позже.
Итак, про электровелосипеды (ЭВ). Сначала определимся с терминами. Как мне объяснили, в Китае любой транспорт, имеющий не более 3 колес и неоснащенный ДВС (двигателем внутреннего сгорания) называется велосипедом и по правовому статусу приравнивается к нему. В равнинных районах Китая ЭВ сейчас примерно столько же, сколько механических, хотя ЭВ стали пользоваться спросом 3-5 лет назад. В горах ЭВ не столь популярны – не хватает емкости батарей и мощности для преодоления затяжных и крутых подъемов. Если купить приличный механический вел – проблема, просто негде, то продажей электрических собратьев занимаются целые улицы магазинов – сотни моделей и модификаций. ЭВ можно разделить на два типа:
1. собственно велосипед с педалями и электроприводом от аккумуляторов (ЭВ1);
2. транспорт типа мокика с электроприводом от аккумуляторов, без педалей (ЭВ2).
ЭВ1 похожи на дамские велосипеды, чаще одноместные, иногда с дополнительным детским сидением. Обычно стоит передняя амортизационная вилка. Педалями можно помогать при разгоне, или доехать до дома, если сел аккумулятор. Стоят от 1500 до 2000 юаней (напомню, для перевода в рубли умножайте на 3,5).
ЭВ2 имеют обтекаемый кузов самых разнообразных и пестрых дизайнов и подвеску, как у мокика. Сидение 1,5-2-местное. Скорость обычно ограничена 45 км/час (сам проверял), хотя есть модели, развивающие 70 км/час. Запас хода от одной зарядки у разных моделей - от 75 до 150 км (по равнине), чаще всего – 100 км. Весят около 50 кг, хотя выглядят внушительно (не поверил, сам пробовал поднимать). Стоят обычно 2000-3000 юаней. Самая дорогая модель мне попадалась - 3600 юаней. Сравните с ценой механического вела среднего качества!
Все двухколесные ЭВ в качестве движителя используют мотор-колесо, нет никакой трансмиссии. На трехколесных применяется цепная передача.
Заряжаются прямо у офисов, магазинов, лавочек. Едут абсолютно бесшумно (трансмиссии нет, скрипеть нечему). Все оснащаются световыми приборами, но китайцы, экономя заряд батарей, в темноте свет обычно не включают. Там темнеет рано (юг, как никак), и в темноте электробайки носятся, как летучие мыши, пугая непривычных европейцев.
Вообще ещё раз могу подтвердить, что Китай – страна контрастов. Конечно, Пекин наводнен самыми престижными авто, и в центре города на улицах царит порядок. И несколько ироническое мое отношение к китайским велосипедам не надо расценивать, как издевательство. Думаю, пройдет ещё немного времени, и каждый китаец, может быть, так и не купит себе ботинки (они ему просто не нужны), а обзаведется самым передовым электровелосипедом с плеером, GPS, и прочими припампасами, и всё равно, будет доставать старый добрый педальный вел без тормозов, чтобы съездить на рынок за зеленью. Потому что к велосипеду в Китае отношение столь же трепетное, как к Великой Китайской стене.