На старте две группы
1. Сведения об участниках похода.
Таблица 1 – Список группы
№ |
ФИО, год рождения |
1 |
Горячкин Николай |
2 |
Баландин Сергей |
3 |
Болышев Денис |
4 |
Бояринцев Иван |
5 |
Григорьева Надежда |
6 |
Соколов Вячеслав |
Техника:
Горячкин – Stark Router (Shimano C050 – Acera)
Баландин Сергей – Cross Tonus (Shimano)
Болышев Денис – GT Zaskar (Shimano XT)
Бояринцев Иван – GT Avalanche (Shimano LX – Sram X9)
Григорьева Надежда – Giant atx 880 (Shimano XTR)
Соколов Вячеслав – Orbea Eclipse (Shimano Alivio – Sram Plasma)
2. Справочные сведения о походе
Район похода: Средний Урал.
Маршрут: Екб (Ю/З) - Арамиль – Бобровский – Фомино - Двуреченск – Черноусово – Головырина – Камышево, Ключи - г.Галочья – Шилова - Маминское – Исетское – Часовая - Покровское – порог Ревун - Рыбниковское – Шаблиш - Зотинская пещера - Багаряк – Ларино - Аверинское – Щелкун - Никольское - Верхняя Боевка - Никольское - Щелкун - Челябинский тракт - Екб (Ю/З))
3. Техническое описание маршрута.
3.1. День 1-ый. (28.04.07)
Екб (Ю/З) - Арамиль – Бобровский – Фомино - Двуреченск – Черноусово – Головырина – Камышево, Ключи - г.Галочья
Погода:
Ветер ЮЗ, умеренный, температура воздуха +10 - +12 градуса. Пасмурно. Периодически идет мелкий дождь.
Пробег за день: 80 км
Пробег общий: 80 км
Ходовой день: 8 часов 40 минут
Ходовое время: 5 часов 29 минут
Средняя скорость: 18,4 км/ч
Максимальная скорость: 40,7 км/ч
Место старта на перекрестке Амундсена-Онуфриева. Погода для езды самое то. Не холодно и не жарко, ветер незначительный. 15 минут до официального старта похода. По пути к старту замотанная в полиэтилен палатка на моем велосипеде все время пыталась выскользнуть. Пришлось позаимствовать дополнительный эспандер, проблему решили. Почти половина участников уже собралась. Еле заметное предстартовое волнение. Не удивительно, для многих это первый серьезный поход. Осмотр велосипедов, подкачка колес. Сказываются тяжелые велобаулы, нагруженные снаряжением, едой и одеждой.
Наконец старт. По одному маршруту едут две группы. 1-ая группа под руководством Легковой Ольги. Колонной мы двинулись прочь из душного города навстречу дороге, ветру, солнцу и природе!
Со старта взяли неплохой темп - 20-22 км/ч. В Кольцово мы подобрали двух участников нашей группы - Славу и Дениса - и поехали на Арамиль. Мелкий дождик обозначил свое присутствие и быстро прошел.
В 11:30 останавливаемся возле магазина в Арамиле. Делаем отметку в маршрутной книжке. Двигаемся дальше. Сворачиваем на Бобровский. После Арамиля идет затяжной S-образный подъем, заехав на который мы решаем сделать перекус. Не все участники с одинаковой легкостью преодолевают препятствие. Не торопимся, выбираем место и сворачиваем с дороги. Еда на свежем воздухе, вкусно и с аппетитом! Главное никаких комаров и мошек.
Автомобильное движение после Арамиля заметно снижается. Катится легко и с удовольствием. Едем вдоль правого берега Исети. Проезжаем Бобровский и Фомино. Чтобы не заблудиться в Двуреченске спрашиваем дорогу у местных. В местном Дворце культуры ставим отметку в маршрутную книжку. Тут же в ларьке покупаем воду. Едем в сторону Черноусова. Дорога от Черноусова до Головырина оказалась довольно плохой. Полевая дорога, грязь раскисла, проезжабельно, но с большим трудом. Перед тем как преодолеть это препятствие, было решено подкрепить силы небольшим перекусом. Подзарядились энергией и отправились размешивать грязь. В итоге 7 км от одной деревни до другой мы преодолевали около полутора часов! У меня грязь забивало под крылья и тормоза. Колеса отказывались вращаться. По ходу несколько раз пришлось очищать. Ну вот наконец-то выехали в деревню Головырина. До места ночевки оставалось не так много километров. Решили набрать воду для супа и чая. В деревне был единственный колодец. Мы начали набирать воду из него. К нам подошел местный житель, колоритный мужичок с красным носом, и предложил нам набрать воду из его 19-ти метровой скважины. Мы не стали отказываться от предложения и набрали студеной прозрачной воды. Причем воду можно было пить даже сырой, я не без удовольствия это делал. И без последствий для здоровья.
В Камышево мы видели остатки архитектуры советского времени. Все пришло в упадок, здания полуразрушены, проемы окон пугают своей пустотой. Полуразрушенные церкви и храмы. Создавалось ощущение, что про людей в этих местах уже начали забывать. Но, тем не менее, там нашелся магазин, в котором мы закупили продукты для ужина и завтрака на горе Галочьей.
Дорогу на Галочью едва не пропустили. Это была лесная дорога, которая уходила с хорошо укатанной грунтовки, ведущей к детским оздоровительным лагерям. Проехав по ней примерно около 600 м мы заехали на Галочью где разбили бивуак и заночевали.
Разожгли костер, с дровами проблем абсолютно не было. Поваленные деревья и ветки были на каждом шагу. Наносили воды, дежурные принялись готовить ужин. Остальные ставили палатки, натягивали тенты, работа в лагере кипела. Завхоз в первый день принял обязанности по готовке еды на себя и приготовил для нас отличный ужин из супа и каши. Вдоволь наевшись и отметив день рождения одного из участников похода, мы посидели у костра, а потом отравились спать.
3.2. День 2-й. (29.04.07)
г.Галочья – Шилова - Маминское – Исетское – Часовая - Покровское – порог Ревун - Рыбниковское – Шаблиш - Зотинская пещера
Погода:
Ветер ЮЗ порывистый, 10-15 м/с, температура воздуха +5 - +10 гр. Пасмурно.
Пробег за день: 82,7 км
Пробег общий: 162,7 км
Ходовой день: 8 часов 35 минут
Ходовое время: 5 часов 49 минут
Средняя скорость: 14,2 км/ч
Максимальная скорость: 44,1 км/ч
Собрали лагерь, двинулись в путь. Изначально я допустил ошибку, выводя группу на дорогу, которая ведет к лагерям, напрямик от места ночевки. Мы сократили, как казалось в тот момент, часть пути, но на самом деле пропустили дорогу, сворачивающую на Шилова. Поехали по накатанной грунтовке и примерно через 3 километра уперлись в детский оздоровительный лагерь «Звездочка». Пришлось возвращаться. Недалеко от места, где мы вышли с места ночевки, была дорога, укатанная гусеничным трактором и уходящая налево. По ней мы и поехали. Следов 1-ой группы тем не менее на ней не было заметно. Мы связались с ними по рации. Но переговоры не дали четкого ответа та или нет дорога, по которой нам предстоит ехать. Было принято решение продолжать двигаться по ней. Мы выехали на поля и по полевым дорогам старались забирать в ту сторону, где, по моему мнению, должна была проходить дорога. Группа растянулась. Я и Сергей ехали впереди, так сказать разведывали маршрут, остальные примерно в 200-250 м позади. Поля казались огромными, в итоге после 9 лишних километров плутания мы выехали на асфальтовую дорогу, которая идет в Шилова. Пришлось ехать достаточно быстро, чтобы наверстать упущенное время. Возле населенного пункта у Надежды разболталось крыло, остановились, подтянули и поехали дальше. Село Маминское, Исетское, Часовая проезжали не задерживаясь. Дорога из Исетского в Часовую частично проходила по открытой местности и ветер подгонял в спину. Можно было не крутя педали ехать со скоростью 24-25 км/ч. Этим мы не могли не воспользоваться и дали ногам передышку. В 12.38 остановились возле указателя на Покровское, сделали фото на память, связались с 1- ой группой. Они уже вовсю обедали в закусочной, к которой мы так стремились. Немного пообщавшись с 1-ой группой мы пошли кушать. Заправились по полной, пельмени, беляшики, блинчики. Конечно с точки зрения спортивного питания все неправильно, но зато вкусно! В 13.22 мы уже сытые и довольные выезжали из населенки по направлению к Ревуну. В 13.45 сделали там небольшую остановку. Куча народа, которые приехали сюда на сплав, просто отдыхающие. Выглянуло Солнце и в его свете порог Ревун стал еще краше. Живописное место, скалы, бурлящая вода! Неудержимая стихия, которой бросают вызов смельчаки!
Далее наш путь лежал к озеру Большой Сунгуль и селу Рыбниковское. Тут нам предстояло встретиться лицом к лицу с еще одной стихией – ветром! Все время, пока мы, пыхтя и выбиваясь из сил, ехали до села, ветер дул либо в лицо, либо в лицо и бок. Он своими порывами буквально останавливал нас. Ехать свыше 13-14 км в час по ровному асфальту было невозможно. И так продолжалось практически 1 час 15 минут пока мы ехали от Ревуна до Рыбниковского. В селе сделали закупки в магазинчике, перевели дух и тронули дальше мимо озера Червяное на Шаблиш. 8 км грунтовки оказались сплошь в ямах, так что не вставать с седла было просто не возможно. В 15:50 в Шаблише воссоединились с 1-ой группой и до места ночевки ехали уже все в месте. За Шаблишем дорога стала чуть лучше, более укатанная. Грунтовка проверила тренированность наших пятых точек со сдачей экзамена. Все его сдали на отлично. По укатанной грунтовке вдоль озера Шаблиш мы проехзали еще порядка 5 км и свернули на полевую дорогу. Проехав около 7 км по полевой дороге группы выехали к селу Зотино, что недалеко от места предполагаемой ночевки. Проехали по асфальту на восток примерно 2,5 – 3 км и свернули направо. Заехали в березовую рощу, нашли полянку с сосняком и на ней остановились на ночевку. Дальше как обычно установка лагеря, приготовление пищи. Дрова нашли и заготовили, как и в первый день, без особых проблем. Затем часть группы отправилась в саму пещеру. Часть осталась в лагере. Так за чаем и беседами прошел второй вечер, а вместе с ним и день.
3.3. День 3-й. (30.04.07)
Зотинская пещера - Багаряк – Ларино - Аверинское – Абрамовское - Сысерть – Тальков камень
Погода:
Ветер СВ 8-10 м/с, температура воздуха +2 - +3 гр. пасмурно, дождь, снег.
Пробег за день: 78,4 км
Пробег общий: 241,1 км
Ходовой день: 7 часов 40 минут
Ходовое время: 5 часов 30 минут
Средняя скорость: 14,2 км/ч
Максимальная скорость: 40,7 км/ч
В этот день нам предстояло преодолеть максимально запланированное кол-во километров, а именно 90, треть из которых предполагалась по грунту. До села Багаряк мы поддерживали скорость 20-22 км/ч, выкручивая педали на высоких оборотах, чтобы разогреть суставы и мышцы. Группа значительно растянулась по трассе. В населенном пункте перед мостом через реку Багаряк был крутой извилистый спуск, мы со свистом у ушах с него спустились и остановились у магазина, чтобы дождаться отстающих. Расстояние от места старта 13,7 км. Время 9:44. Закупили питьевую воду на день. И поехали на Ларино. Не успели мы выехать, как начался дождь, пришлось повторно останавливаться и переодеваться. Дорога – асфальт, автомобильное движение практически отсутствует. Примерно через 7,5 км мы повернули направо и выехали на грунтовую дорогу, которая начала раскисать прямо на глазах под каплями дождя, который решительно взялся за дело. Дистанция 34 км, время 11:50, деревня Ларино. Перед Ларино дороги расходились и можно было объехать населенный пункт, что мы и сделали, выяснилось позже, что зря. Дорога оказалась перепахана машинами с большими колесами, грязь как будто притягивало на колеса, систему и переключатели. Пришлось останавливаться и чистить механизмы. На этом мы потеряли примерно 20 минут. Дождь продолжал капать. Настроение участников не напоминало о радости и удовольствии. Слава помогал очищать от грязи велосипед Нади. Для этого снимали переднее крыло, под которое набивалась основная масса грязи и блокировала колесо. Мы уже проголодались. Я принял решение остановиться на перекус после поворота от Тимино на Аверинское. До него оставалось 5,5 км. За деревней Ларино дорога стала чуть более каменистой и колеса проваливались в грязь в гораздо меньшей степени. В районе 13 часов мы остановились, чтобы подкрепиться. Стоять на месте не очень хотелось, тело зябло под промокшей одеждой и зубы так и тянуло в пляс. Пальцы на руках замерзли, и что-то брать ими было непросто. В термосах еще был относительно горячий чай. Согревались им. Уделив на перекус минут 10-15, мы поехали дальше. Дорога, которая уходила от Тимино вправо на Аверинское оказалась каменистой и укатанной, так что с передвижением по ней проблем не возникло. 1-ая группа ехала за нами по пятам. По дороге встретили дядю Костю, двигавшегося навстречу, который сказал, что если мы поедем по этой дороге, то ни в какое Аверинское не приедем, потому что он сам хочет туда попасть и поедет разведывать дорогу через Тимино. Тем не менее мы поехали дальше искать отворотку с дороги. Я ехал впереди, разведывал пути, группа позади. Проехал множественные накаты, которые уходили в поля по правую руку по направлению движения. Дорога, уходящая в поля, находится примерно 2,5 – 3 км от Тимино. Я проехал её в надежде найти что-то более подходящее для езды на велосипеде. От места своротки я проехал еще около километра. Затем остановил машину с местными жителями, у которых выяснил, что та своротка и есть дорога на Аверинское. Вернулся к группе. Там уже собрались и участники 1-ой группы. Примерно в 14:00 мы начали движение по этой дороге жизни. Передвигаться на велосипеде было практически не возможно. Грязь забивала все что можно, колеса просто вдавливались в дорогу по самые обода. Прошли/проехали примерно около километра и к дождю добавился снегопад. Участники растянулись на многие метры. Двигались очень медленно, каждый километр давался с трудом, дорога казалось никогда не кончится. Денис, Слава, Ваня, Сергей, я и сильнейшие участники 1-ой группы, среди которых была девушка Маша, шли в авангарде. Снег шел достаточно интенсивно, на расстоянии 250-350 м что-то различить было сложно. Пальцы одеревенели, сопли текли ручьем. С каждым километром сил оставалось все меньше. Причем на этой дороге были и пологие подъемы, примерно по 500 м в длину. Быстрее всех эту дистанцию в 13,7 км преодолел Ваня. Счастье на грани безудержной радости было у нас внутри после того как мы выехали на асфальтированную дорогу села. На автобусной остановке под навесом мы дождались часть группы и поехали отогреваться в местный продуктовый магазин. От переохлаждения нас спасла продавец магазина, которая нагрела для нас кипятка. Мы пили его вместо чая. Денис в соседнем магазине купил резиновые перчатки, надо было спасать еще и руки. Мы последовали его примеру. Забавная картина, здоровые парни в резиновых перчатках для уборки, а поверх – велоперчатки без пальцев. Но тогда внешний вид не имел никакого значения.
Время было уже около 17.00. До места 3-ей ночевки мы не успевали засветло, тем более, что из-за свинцовых туч было достаточно темно. Нужно было вставать на ночевку, изначально хотели выехать из села и встать в лесу. Денис предложил поехать к нему в дом, который находился в 14 км от Аверинского. Руководителями групп было принято решение не рисковать здоровьем участников и переночевать в доме. Денис, Слава, Ваня и я поехали в дом, чтобы успеть растопить печь к приезду основной массы народа. Дом находится в деревне Верхняя Боевка, до неё мы домчались очень быстро, холод подгонял. Из Аверинского проехали через Щелкун и Никольское в В. Боевку. Дом кое как вместил обе группы, разложили, развесили одежду. Напоминало какую-то такжикскую коммуналку. Мокрая одежда свисала гроздьями чуть ли не на каждом сантиметре пространства. Сварили еду на печке, поделились впечатлениями от прошедшего дня и легли спать. Выражаю огромную благодарность хозяину дома, который радушно встретил, приютил, обогрел. Было очень приятно.
Группа отклонилась от первоначального маршрута и следовать ему не было большого смысла. Поэтому на заключительный день пути было решено ехать по кратчайшему пути в Екатеринбург.
3. 4. День 4-й. (1.04.07)
В. Боевка – Никольское – Щелкун – Челябинский тракт – Екатеринбург (Ю-З)
Погода:
Ветер умеренный восточный, температура воздуха +8 - +10 градусов. Пасмурно с
прояснениями.
Пробег за день: 75 км
Пробег общий: 316,1 км
Ходовой день: 5 часов 40 минут
Ходовое время: 3 часа 55 минут
Средняя скорость: 20,6 км/ч
Максимальная скорость: 38,2 км/ч
В последний день похода было принято решение возвращаться в Екатеринбург максимально прямым путем. Из Верхней Боевки на Никольское, Щелкун, Трактовский, Челябинский тракт, Екатеринбург(Ю-З).
Старт состоялся в 10:15.
С утра погода была прохладной, около +3 - +5 градусов. Успели доехать за 30 минут до Щелкуна, у Сергея протерлась покрышка-полуслик. Хорошо, что у Валентина Никитина была запасная. Камеру Сереге я презентовал свою. Эксцентрика на колесе не было, пришлось воспользоваться гаечными ключами. В итоге на замену покрышки и центровку колеса ушло порядка 35 минут. В 11:55 через 22 км дистанции остановились на перекус. Т.к. нагнали 1-ую группу, они тоже кушали. На еду ушло 12 минут. Выехали вместе и дальше ехали практически без остановок. Они были, но они были минутными. Наша группа, как более маленькая по размерам и мобильная вырвалась вперед. Температура воздуха повышалась. Домой катилось достаточно легко. Колеса проглатывали километр за километром асфальта. Выехали на Челябинский тракт недалеко от Сысерти. Начался затяжной спуск, а потом подъем, а потом снова спуск и т.д. Приехали в Екатеринбург и остановились возле поворота на Большой Исток. Время 14:15, расстояние 64,3 км. Время в пути 3:07 часа. Около часа прождали 1-ую группу и в город въехали стройной колонной. Официальным местом финиша стал перекресток Белинского-Щорса. Время 15:55, расстояние 75 км.
4. Итоги, выводы, рекомендации
Первое, что хотелось бы отметить, это подготовка участников в плане одежды на межсезонье в условиях Урала. Наш край отличается своей погодной непредсказуемостью, поэтому нужно более основательно подходить к вопросу как одеться и что из одежды взять с собой. Обязательно нужно брать резиновые сапоги. Они спасут ноги от промокания и не жалко топать в них в грязи. Они достаточно тяжелые, но лучше жертвовать весом, а не здоровьем. Тем более для похода 1 к. с. Поход также показал, что необходимо брать накидку от дождя, способную не промокать в течение нескольких часов под непрерывным дождем.
Также был момент, связанный с промоканием перчаток. Выход из ситуации был найден. Резиновые перчатки для домохозяек. Для тепла под них можно надевать любые тонкие перчатки.
Что касается техники. Для езды по грязи имеет смысл снимать крылья если они расположены близко к колесу. Густозамешанная грязь забивается под крылья практически мгновенно и колесо прекращает вращаться. Из-за этого происходят потери времени связанные с очисткой. Резина с агрессивным протектором собирает на себя больше грязи нежели полуслик или слик. Последние больше подвержены проколам и истиранию. Покрышка, которую мы меняли у Сереги, прошла всего лишь около 300 км. В походе всегда необходимо иметь запасную покрышку.
По групповому снаряжению. Практика показала, что одного комплекта котловых тросиков (на три котла) хватает на группу свыше 10 человек. Группе из 6 человек вполне достаточно 2-х котелков. По палаткам, тем кто любит комфорт оптимально рассчитывать одну 3-х местную палатку на двух человек. В нашем походе затяжных и крутых подъемов не было, поэтому дополнительный килограмм груза не сказывался существенным образом на скорости группы.
5. Схема маршрута