1. Сведения об участниках похода.
Таблица 1 – Список группы
№ |
ФИО, год рождения |
1 |
Горячкин Николай, 1982 г. р. |
2 |
Гунин Дмитрий, 1983 |
3 |
Кузнецова Светлана, 1966 |
4 |
Ямангулов Игорь, 1960 |
5 |
Мочалов Илья, 1982 |
Техника:
Горячкин – Stark Router (Shimano C050 – Deore LX)
Гунин Дмитрий – Wheeler pro 1900 (Acera-Deore XT)
Кузнецова Светлана - Merida matts 300D (Alivio-Deore)
Ямангулов Игорь - на чем-то дорожном
Мочалов Илья - Wheeler Cross 2600 (Acera-Deore LX)
2. Справочные сведения о походе
Маршрут
Кара-Балта - пер. Тео-Ашуу (3586 м по старой дороге, 3150 м через тоннель) - Суусамыр – Долина р. Зап. Каракол - Кызыл-Ой – Арал - Чаек - пер. Кыз-Арт (2664 м) - Кочкор - Балыкчи
Район похода: Киргизский Тянь-Шань.
Тянь-Шань (китайское — Небесные горы), горная система в Средней и Центральной Азии, расположенная между 40° и 45° с. ш., 67° и 95° в. д. Западная часть Тянь-Шань-Ш. находится в пределах СССР (главным образом в Киргизской ССР, северный и западный хребты в Казахской ССР, юго-западная оконечность в Узбекской ССР и Таджикской ССР), восточная — в Китае. Протяжённость с З. на В. 2450 км (в пределах СССР 1200 км). Тянь-Шань-Ш. на С. хребтом Борохоро соединяется с горной системой Джунгарского Алатау, а на Ю. связан с Алайским хребтом системы Гиссаро-Алая. Северными и южными границами западной части Тянь-Шань-Ш. обычно считаются Илийская и ферганская долины. Восточная часть Тянь-Шань-Ш. на С. ограничена Джунгарской и на Ю. — Кашгарской (Таримской) котловинами.
Рельеф. Тянь-Шань-Ш. состоит из горных цепей, вытянутых преимущественно в широтном или субширотном направлении; лишь в центральной его части — Центральный Тянь-Шань-Ш., где располагаются самые высокие вершины — пик Победы (7439 м) и Хан-Тенгри, по границе СССР и Китая, протягивается Меридиональный хребет.
В советской части Тянь-Шань-Ш. выделяются следующие орографические области: Северный Тянь-Шань-Ш., состоящий из хребтов Кетмень (часть его на территории Китая), Заилийского Алатау, Кунгей-Алатау, Киргизского; Западный Тянь-Шань-Ш., включающий Таласский Алатау с примыкающими к нему с Ю.-З. хребтами Чаткальским, Пскемским, Угамским, а также Каратау; хребты, обрамляющие Ферганскую долину, включая юго-западный склон Ферганского хребта, иногда называют Юго-Западный Тянь-Шань-Ш.; Внутренний Тянь-Шань-Ш., расположен к Ю. от Киргизского хребта и Иссык-Кульской котловины, с Ю.-З. обрамлен Ферганским хребтом, с Ю. — хребтом Кокшалтау, с В. — массивом Акшийрак, отделяющим Внутренний Тянь-Шань-Ш. от Центрального. Хребты Северного и Западного Тянь-Шань-Ш. постепенно понижаются с В. на З. от 4500—5000 м до 3500—4000 м (хребет Каратау до 2176 м) и отличаются асимметрией: северные склоны, обращенные к Илийской, Чуйской и Таласской котловинам, более длинные, сильно расчленённые ущельями, с относительной высотой до 4000 м и более. Из хребтов Внутреннего Тянь-Шань-Ш. наиболее значительны Терскей-Алатау, Борколдой, Атбаши (до 4500—5000 м) и южный барьер — хребет Кокшалтау (пик Данкова, 5982 м). Характерное для всего Тянь-Шань-Ш. широтное и субширотное расположение хребтов четко выражено в Северном и Внутреннем Тянь-Шань-Ш. Намечаются три основные полосы: полоса хребтов Северного Тянь-Шань-Ш., отделённая от неё Сусамырской и Иссык-Кульской котловинами северная полоса хребтов Внутреннего Тянь-Шань-Ш. (Сусамыртау, Джумголтау, Терскей-Алатау, Джетим) и отграниченная котловинами среднего Нарына южная полоса хребтов Внутреннего Тянь-Шань-Ш. (Атбаши, Нарынтау, Борколдой и Кокшалтау).
В Восточном Тянь-Шань-Ш. четко выражены 2 полосы горных хребтов, разделённые широтно вытянутой полосой долин и котловин. Высоты основных хребтов 4000—5000 м; хребты северной полосы — Борохоро, Ирен-Хабырга, Богдо-Ула, Карлыктаг протягиваются до 95° в. д. Южного полоса короче (простирается до 90° в. д.); основные хребты Халыктау, Сармин-Ула, Куруктаг. У подножий Восточного Тянь-Шань-Ш. расположены Турфанская впадина (глубина до — 154 м), Хамийская впадина; в пределах южной полосы — межгорная впадина, заполненная озером Баграшкёль.
Для высокогорий характерны ледниковые формы рельефа (цирки, троги и др.); на склонах ущелий — многочисленные осыпи, по днищам долин — накопления моренных отложений. На высоте 3200—3400 м и выше почти повсеместно распространены многолетнемёрзлые горные породы; мощность мёрзлых грунтов редко превышает 20—30 м, но в Аксай-Чатыркёльской котловине — местами более 100 м. В пределах высокогорных впадин встречаются гидролакколиты, торфяные бугры, на склонах — процессы солифлюкции. В среднегорьях и низкогорьях повсеместны селевые конусы выноса. В пределах Терскей-Алатау, Атбаши и др. хребтов значительные площади занимают поверхности выравнивания, а у подножий многих хребтов протягиваются полосы предгорий (местные название — «прилавки», «адыры»), что обусловливает во многих районах хорошо выраженную ступенчатость поперечного профиля гор. Высокогорные впадины, относительно недавно освободившиеся от ледников и ещё слабо затронутые процессами эрозии, обычно имеют плоские или слабо всхолмлённые поверхности; значительные площади в них занимают озёра и болота. Впадины, расположенные ниже 2500 м, обычно включают хорошо разработанные речные долины с многочисленными террасами, в некоторых из них сохранились озёра (например, Иссык-Куль). В отдельных котловинах встречаются участки мелкосопочника (особенно в Нарынской и на Ю.-З. Иссык-Кульской котловин); имеются проявления глинистого псевдокарста. У подножий хребтов характерны конусы выноса многочисленных речек, часто образующие непрерывные полосы — пролювиальные шельфы, протягивающиеся на десятки километров.
Заброска:
к месту старта.
От Екатеринбурга до Кара-Балты мы отправились на поезде №306. Билет брали групповой в плацкартный вагон.
Стоимость на одного человека составила около 4 800 руб туда/обратно.
Курс валюты:
Рубли на сомы обменяли прямо в поезде по курсу 1,2 сом за 1 руб
В Кара-Балте мы были когда уже стемнело. Выгрузка 17-ти участников с велосипедами и баулами за 3 минуты.
От места старта
Обратно возвращались также на поезде Бишкек-Свердловск. Платить на перроне за взвешивание багажа не стали. Вагон взяли силой :)
Маршрутка от Балыкчи до Бишкека обошлась в 360 руб с человека вместе с багажом.
Паспортный и таможенный контроль прошли без проблем. Въезд на территорию Киргизии по российскому паспорту. Регистрация не требуется в течение 90 дней.
Сотовая связь.
Смотрите предыдущий отчет. По связи там все написано.
Продукты питания.
Полноценный закуп продуктов можно сделать в Бишкеке, Балыкчи, Кочкоре. В Бишеке также можно купить газ для горелки. Местным бензином лучше не заправлять, т.к. его качество очень низкое.
В этот раз мы брали с собой "галошу". Топливо себя зарекомендовало.
В менее крупных населенных пунктах купить можно крупы, лепешки, сахар, печенье, чай, шоколад.
График движения
Дата
День 1
9
Равнина, легкий подъем
28.апр
Кара-Балта
0
Дорога на Сосновку
9
Ночевка возле дороги на Сосновку
День 2
62,3
крутой подъем и спуск
Дорога на Сосновку
29.апр
Сосновка
0
пер. Тео-Ашуу
(3150 м через тоннель)
62,3
Набор высоты 2 400 м
Суусамырская долина
0
Ночевка в Ашкане
День 3
51
легкий спуск и затем постепенный подъем
30.апр
Суусамырская долина
0
Суусамыр
закуп
Долина р. Зап. Каракол
51
ночевка между Кызыл-Ой и Арал
День 4
29,2
подъем
01.05
Долина р. Зап. Каракол
0
Долина р. Зап. Каракол
29,2
День 5
66
спуск
02.05
Долина р. Зап. Каракол
0
Устье р. Зап. Каракол
66
ночевка в устье Зап. Каракол по левому берегу
День 6
50,5
спуск
03.05
Устье р. Зап. Каракол
0
8 марта
закуп
р. Кекемерен
20
День 7
59
легкий подъем
04.05
р. Кекемерен
0
Арал
Чаек
закуп
р. Джумгол
59
День 8
59,6
подъем
05.05
р. Джумгол
0
пер. Кыз-Арт
спуск с перевала Кыз-Арт
59,6
ночевка в частном угодии возле ручья перед населенкой
День 9
4,4
спуск
06.05
спуск с перевала Кыз-Арт
0
Итого:
390,4
Вынужденный финиш
3. Нетехническое описание маршрута.
В описании и при расчете оценки сложности маршрута я привожу данные, полученные с GPS навигатора Garmin 60CSx.
3.1. День 1-ый. (28.04.09)
Кара-Балта – дорога на Сосновку
Покрытие: асфальт.
Финиш в 0:00
Погода |
Без ветра, после дождя |
Пробег за день |
8,5 км |
Пробег общий |
8,5 км |
Ср.скорость |
8,8 км/ч |
Макс.скорость |
17,2 км/ч |
Набор высоты |
114 м |
Затягивать старт путешествия мы не стали, решили не ехать в Бишкек, а выходить на маршрут прямо в Кара-Балте. Стоянка поезда на этой станции всего 3 минуты. В вагоне 17 велосипедов, 17 баулов и 17 велосипедистов. Выгрузка из вагона достойна отдельного рассказа и об этом позже.
Поезд прибывает на станцию уже затемно, поэтому сбор велосипедов проходил при свете налобных фонарей.
Итак, все собрались, выезжаем. Ориентироваться в темноте очень непросто. Помогает навигатор. Выезжаем из города, поворачиваем на Сосновку. Впереди ночь, а над головой удивительно звездное небо. Чувствуется ночная прохлада.
Оказывается, что за пару дней до нашего визита прошел сильный снегопад. Киргизский хребет и перевал Тео-Ашуу были закрыты для движения. Проезжаем мимо населенки. Выбираем пустынное место, встаем на ночевку. Разбиваем лагерь и проваливаемся в сон. Воды поблизости с местом стоянки нет. О ней мы позаботились в еще поезде, поэтому на утро у нас была каша.
3.2. День 2-ой. (29.04.09)
Дорога на Сосновку – Сосновка - пер. Тео-Ашуу – Суусамырская долина
Старт: 7:35. Финиш: 19:00
Покрытие: асфальт – 62,3 км.
Погода |
Ясно, ветер слабый |
Пробег за день |
62,3 км |
Пробег общий |
70,8 км |
Время |
11 часов 25 минут |
Ср.скорость движения |
10,7 км/ч |
Макс.скорость |
34,2 км/ч |
Набор высоты |
2400 м |
Просыпаемся с первыми лучами солнца, выезжаем в 7:35. Асфальт, солнце в глаза, приближение к горам, свежий воздух. Киргизский хребет вплоть до предгорий покрыт снегом. Он не успел растаять и местами лежал даже в Сосновке. На въезде в ущелье р. Кара-Балта взвешиваемся на автомобильных весах. Процедура, надо сказать, увлекательная. Но надо ехать дальше. Почти в самом начале на дороге завал из камней, который расчищает огромный трактор. Видимо вместе со снегом осыпаются камни. В этом мы еще ни раз убедились по ходу. Останавливались часто. Запас времени более чем достаточный. Группа растягивается. Подготовка у всех разная. Кому-то подъем давался легче, кому-то сложнее. Уклон в ущелье переменный, сначала пологий, затем круче, перевальный взлет 10%. По рации я общался с теми, кто был позади. Им было дано указание, что в случае недомогания или физической усталости «подбрасываться» на перевал на машине.
По берегам Кара-Балты много мусора, поэтому пить воду из реки нежелательно, не смотря на её внешнюю прозрачность и чистоту.
Примерно в 13:39 проехали с Мальцевым Вовой место слияния рек Абла и Кара-Балта. Направо вдоль Кара-Балты отходит грунтовая дорога. Одна из групп вставала там на ночевку. Место примечательно тем, что скалы прикрывают от посторонних и место стоянки не видно с трассы.
По походу прошлого года я знал, что за 8 км до седловины на трассе есть ашкана, в которой можно пообедать. На неё и рассчитывали с целью подкрепить силы. Я оказался возле неё самый первый. Остальные участники были где-то далеко внизу. После того, как я разбудил подвыпившего хозяина выяснилось, что теперь здесь ничего не продают и пообедать нечем. Хозяин рассказал свою история из-за чего это произошло. Мне пришлось коротать время в ожидании группы за перекусами. Прежде чем на горизонте появился Дима прошло 2,5 часа. А примерно за час до его появления мимо в кузове машины проехали Светлана и Илья. Я им посоветовал переезжать через перевал и ждать остальных уже в Суусамырской долине на развилке дорог. Там есть ашкана, можно вкусно поесть и обогреться.
От Димы я выяснил, что Игорь Ямангулов ждет Илью и Светлану в начале «серпантина». Ему с попутной машиной была направлена записка с информацией о местоположении участников. А я, Дима и Вова из другой группы поехали на перевал своим ходом. Как выяснилось позже, мы были единственными, кто заехал на Тео-Ашуу в седле в тот день. Солнце клонилось к горизонту, вершины гор сияли в лучах. Поднимаясь уже второй раз не перестаю любоваться и удивляться необычайной красоте Тянь-Шаньских гор.
Через тоннель проезжали на машине. Перевал на друнгой стороне тоннеля расчищали от снега. С результате перед тоннелем образовалась пробка. И мы провели в кабине комфортабельного грузовика порядка двух часов прежде чем оказаться на другой стороне. Было уже темно и на дороге была наледь. Поэтому решили спускаться также на машине. Внизу в на развилке в ашкане нас уже ждали остальные члены команды.
3.3. День 3-ий. (30.04.09)
Суусамырская долина – Суусамыр – Долина р. Зап. Каракол
Старт: 9:15. Финиш: 19:00
Дорога: грунт.
Погода |
Облачная дымка, ветер слабый, |
Пробег за день |
51 км |
Пробег общий |
121,8 км |
Время за день |
8:45 |
Ср.скорость движения |
10,8 км/ч |
Макс.скорость |
44 км/ч |
Набор высоты |
318 м |
Ранний подъем, неторопливые сборы, фото на память напротив стелы Суусамыр и в путь. Сначала дорога идет под горку. Катится легко, грунт что надо. В населенном пункте покупаем немного продуктов, лепешек. Впереди нам предстоит несколько дней автонома по долине реки Западный Каракол. Подъезжаем к развилке. Дорога направо ведет в Кекемернское ущелье, а дорога прямо в долину Каракола. Высота перевала Каракол 3 485 м – это препятствие 4 к. с. По данным спутниковой разведки снег был только на восточном склоне перевала. Но учитывая недавно выпавший снег, были опасения насчет снежного покрова на высоте свыше 2 700 - 2 800 м. Тем не менее азарт и интерес к покорению возобладали и мы отправились вверх по грунтовой дороге между хребтами. Долина сама по себе очень широкая. Сразу выявился контраст. Южные склоны были покрыты молодой зеленой травой, а северные покрыты снегом. После того как проехали фермы дорога стала более каменистой и начались «качели» вверх-вниз. После обеда, растянувшегося на два часа, ехалось не очень хорошо. Группа разорвалась. Трое ехали впереди, двое сзади на расстоянии радиосвязи. Снежный покров встретили очень рано, на высоте около 2 300 м. Пока он был несплошной, и на дороге были проторены колеи от рыбацкого джипа. Передвигались по ним. Но ночевку остановились возле одного из многочисленных ручьев, пересекающих дорогу. По пути кроме рыбаков мы никого не встретили, с местом стоянки по сему также нет проблем.
3.4. День 4-ый. (01.05.09)
Долина р. Зап. Каракол
Старт в 8:50, Финиш в 17:10
Дорога: 29,2 км грунт.
Погода |
Ясно с утра, после обеда переменная облачность, дождь |
Пробег за день |
29,2 км |
Пробег общий |
151 км |
Время за день |
8 часов 20 минут |
Ср.скорость |
6,8 км/ч |
Макс.скорость |
31,2 км/ч |
Набор высоты |
525 м |
Продолжаем подъем по долине Западного Каракола. Чем выше мы поднимались, тем сложнее было передвигаться. На дороге то и дело встречались снежные завалы, через которые просто переносили велосипеды. Зачастую ехали просто рядом с дорогой по травяным зарослям, оставшимся с прошлого года. Двигаться быстро не представлялось возможным. А если не можешь сопротивляться, расслабься и получай удовольствие, что я и делал. Великолепные горы, окружающие со всех сторон радовали глаз и придавали бодрость духу. По пути встретились пара быстрых спусков. Сегодняшний день был также с обедом. График движения позволял тратить по два часа на прием пищи. Но ночевку решили встать заранее и сэкономить силы на следующий день, когда предполагалось максимально близко подойти к перевалу. Для лагеря выбрали место, где долина превращалась в ущелье и река была совсем рядом. И на её берегу растет дикий лук. Когда начали ставить палатки, заморосил дождик, но это было уже не важно.
Настраиваясь на завтрашние подвиги и послушав пение акапелло в исполнении Ильи, мы легли спать.
3.5. День 5-ый. (02.05.09)
Долина р. Зап. Каракол – устье реки Зап. Каракол
Старт: 8:40. Финиш: 21:00.
Дорога: 66 км грунт.
Погода |
Переменная облачность, дождь |
Пробег за день |
66 км |
Пробег общий |
217 км |
Время за день |
12 часов 20 минут |
Ср.скорость |
9,7 км/ч |
Макс.скорость |
33,5 км/ч |
Набор высоты |
372 м |
Третий день автономного плавания. Сегодня по плану предстоял значительный набор высоты и порядка 20-23 км до перевального взлета.
Снега стало больше. Высота предыдущей ночевки составила 2 714 м. Местами проводим велосипеды по снегу. Пытаемся нагнать вторую группу, идущую этим же маршрутом и опережающую нас примерно на 40 минут – 1 час. Примерно через 2,5 часа после старта выходим к локальному заснеженному подъему. На верху видим участников 2-ой группы. Игорь идет к ним навстречу. Краткое обсуждение и они все вместе идут в нашу сторону. Руководитель второй группы сообщает о том, что с подъема видно лишь снежные поля. Ни дорог, ни намека на легкую жизнь. До седловины перевала остается чуть меньше 20 км. Снег проваливается под велосипедами. Толщина снежного покрова изменяется от «по колено», до «по пояс». Принято решение возвращаться к устью и выходить через джумгальскую долину. Решение воспринимается однозначно положительно всеми участниками и все с воодушевлением начинают крутить обратно. По пути назад начинается дождь. Становится холодно и сыро. Обедаем под дождем. Едем. Тяжело. Холод и сырость не способствуют скорейшему передвижению, дорога раскисает. Но под дождем лучше тает снег. Т.е. на обратном пути его уже значительно меньше. Группа разорвалась. Я старался контролировать дистанцию при помощи рации, но увлекшись спуском, разрыв в группе достиг критического значения. В итоге пришлось час с небольшим дожидаться отставших товарищей в устье Каракола, в то время как другие уехали ставить лагерь и варить ужин.
Мы смогли подъехать, когда на улице уже совсем стемнело. Поужинали, немного посушили вещи. Завтра нас ждал уже знакомый по прошлому году маршрут и одно из красивейших ущелий Тянь-Шаньских гор.
3.6. День 6-ой. (03.05.09)
устье реки Зап. Каракол – р. Кекемерен
Старт в 10:30. Финиш 16:30
Дорога грунт 50,5 км.
Пробег за день |
50,5 км |
Пробег общий |
267,5 км |
Время за день |
6 часов |
Ср.скорость |
14,4 км/ч |
Макс.скорость |
39 км/ч |
Набор высоты |
125 м |
Подъем в 7 утра. Собирались не спеша, потому что торопиться было решительно некуда. Горные препятствия 4 к.с. находились под снегом и идти туда, имея ограниченный запас по времени также не хотелось. Дневной пробег на текущий день был запланирован порядка 50 км под горку в одном из красивейших ущелий Тянь-Шаня. Надо было дать людям передышку после каракольской долины. Грунтовка по ущелью укатана хорошо и лишь местами напоминала стиральную доску. Сброс высоты в абсолютных показателях составил порядка 550 м. По пути до селения Кызыл-Ой по пути мы пересекли два ручья. Первый из них никак не обозначен, а вот рядом со вторым стоит статуя горного барана, как знак районного разделения. Как раз рядом со вторым ручьем мы повстречали группу водников, сплавляющихся по Кекемерену. На перекус встали за селением Кызыл-Ой на полянке у реки, поворот на которую идет сразу после спуска, пропустить который нельзя.
Место ночевки то же, что и в прошлом году. Т.е. до населенного пункта Арал мы не доезжаем порядка 5 километров. Место находится напротив осыпей красного цвета и туда ведет дорожка, сворачивающая с основной грунтовки. Выбираем ровное место на песчаном пляже, оно закрыто от дороги зарослями невысоких деревьев. С дровами проблем нет, готовим на костре. Вечером начинает идти дождь и так до самого утра.
3.7. День 7-ой. (04.05.09)
р. Кекемерен – Арал – Чаек – р. Джумгол
Старт в 11:45. Финиш 19:10
Дорога преимущественно асфальт.
Погода |
Дождь |
Пробег за день |
59 км |
Пробег общий |
326,5 км |
Дневное время |
7 часов 25 минут |
Ср.скорость |
11,9 км/ч |
Макс.скорость |
45,8 км/ч |
Набор высоты |
455 м |
Почти всю первую половину дня провели в палатках из-за непрекращающегося дождя. Вылезать наружу не хотелось по понятным причинам. Завтрак готовили в тамбуре палатки.
Как только погода сделала нам реверанс, мы собрались и двинулись по намеченному маршруту. До Арала шла грунтовая дорога, а затем мы выехали на асфальт, который как и грунтовка был сырым после дождя. Тучи висели низко и скрывали за своей пеленой вершины гор. Один за одним начали появляться населенные пункты, в которых мы не останавливались. В Чаеке решили устроить обед. Нашли закусочную и за сто с небольшим сом наелись до отвала. Брали лагман и манты. Порции далеко не столовские. Сытно покушав, двинулись дальше. А дальше нас опять застал дождь, который шел почти до вечера. Куртка из мембранной ткани может спасти лишь от кратковременных осадков. Под затяжным дождем она намокает.
Ехали медленно, до перевала Кыз-Арт оставались еще многие километры. Дима почувствовал недомогание. Есть версия, что он отравился мороженым, которое покупал в Чаеке во время обеда.
Надо отметить, что долина Джумгала густо заселена, в ней отсутствует густая растительность, которая бы позволила укрыться на ночлег. Поэтому вставать на ночлег решили в месте, где в прошлый раз останавливался Игорь Ямангулов с группой, а именно рядом с белым домиком, который видно с основной дороги. Отвороток к дому находится в полукилометре, не доезжая очередного «горного барана». Пробираться к домику пришлось по полевой раскисшей дороге. Договориться об установке палатки с Булатом – хозяином дома удалось без проблем. От ужина Дима отказался и рано лег спать.
3.8. День 8-ой. (05.05.09)
р. Джумгол – пер. Кыз-Арт (2 670 м) – спуск с перевала Кыз-Арт
Старт в 9:10. Финиш 18:00
Дорога преимущественно асфальт, накатанный грунт.
Погода |
Пасмурно |
Пробег за день |
59,6 км |
Пробег общий |
386,1 км |
Дневное время |
8 часов 50 минут |
Набор высоты |
659 м |
Очередной день начинается с моросящего дождя. Сегодня мы едем в перевал. Диме тяжело, он по-прежнему слаб после отравления. Тем не менее проезжаем 23 км и за очередным населенный пунктом делаем остановку. Дима решает не тормозить группу и забрасываться на перевал на машине, чтобы там дождаться остальных.
Группа уезжает вперед я начинаю тормозить машины. Проходит около часа пока удается остановить водителя, желающего подвести велосипедиста. Снимаем колесо, развинчиваем руль, складываем велосипед в чехол. Дима уезжает.
Вообще машин было мало, а те, что были ехали груженые под завязку. Я стартую следом и интенсивно кручу, стараясь максимально по времени приблизиться к группе. По всей видимости, группа ехала очень медленно, т.к. еще задолго до седловины я успеваю нагнать впередиидущих. По ходу подъема я вспоминаю, что оставил свои личный ремнабор на обочине дороги, где разбирали Димин велосипед. Появилось желание вернуться за ним на машине, но для начала нужно было заехать в перевал. Дорога – грунт с ямами, в ямах лужи. До седловины остается меньше километра, вдруг раздается хлопок, велосипед падает на обод. Лопнула задняя покрышка.
Ситуация. Запасная покрышка с собой, групповой рем. Набор у Ильи, который едет далеко позади, до перевала всего ничего. Свой ремнабор остался внизу. Ловлю машину и въезжаю на Кыз-Арт на старой легковушке с велосипедом в багажнике.
После монтажных работ выяснилось, что покрышка michelin mounting dry2, которую я вез, оказалась очень широкой и не поместилась под заднее крыло велосипеда. В результате повторный шиномонтаж и установка запасной покрышки на переднее колесо. За время ремонта все успели передохнуть и мы спускаемся вниз. Погода начинает портиться. На спуске грунтовка невысокого качества, много ям, которые приходится объезжать. Около пяти километров и снова асфальт. На ночевку встаем в одном из частных угодий на берегу небольшого ручья недалеко от населенки. Начинается дождь. Ужин в палатке.
3.9. День 9-ый. (06.05.09)
спуск с перевала Кыз-Арт
Старт в 10:15. Финиш 10:45
Дорога асфальт.
Погода |
Пасмурно |
Пробег за день |
4,4 км |
Пробег общий |
390,5 км |
Дневное время |
30 минут |
Ср.скорость |
--- |
Макс.скорость |
28,9 км/ч |
Набор высоты |
--- |
Просыпаюсь с недомоганием. Слабость, тупая боль в животе. И до меня добрались болячки. Хорошо, что ехать с горы. Собираемся. Во время завтрака мимо нас пролетает еще одна группа под руководством Сергея Смоленцева. Тормозим их громкими криками. Они делятся впечатлениями от снегопада на Кыз-Арте. Оказывается нам еще повезло. Они торопятся, поэтому мы их не задерживаем. Сами собираемся и выезжаем.
Не проехали и пяти километров как группа снова встала. На этот раз поломка серьезная. Лопнула чашка на задней втулке Игоря Ямангулова. Дальше с такой поломкой ехать не представляется возможным. Мы решаем сойти с маршрута. Я по состоянию здоровья, Игорь по состоянию техники.
Главным в группе назначается Мочалов Илья. Ему выдается картографический материал. GPS-навигатор и ценные указания. Трое уезжают. Мы остаемся на обочине ловить машину и хоть немного отремонтировать втулку.
И то, и другое в итоге нам удается. Колесо со скрипом, но вращается и мы останавливаем жигули, которые везут нас в Чолпон.
Из Чолпона мы добираемся уже на другой машине в Кочкор, а оттуда в Бишкек вместе с группой Вейна. Остальная часть группы доезжает до Кочкора своим ходом и уже оттуда эвакуируется в Бишкек.
Т.о. поход заканчивается на день раньше предполагаемого срока.
3. Итоги, выводы, рекомендации
Программа похода оказалась не выполнена. Запланированный маршрут не пройден. Всеми участниками в седле не пройден ни один из перевалов.
Определяющие факторы:
- неблагоприятные погодные условия. Наличие глубокого снежного покрова на высотах свыше 2 800 м;
- недостаточная физическая подготовка участников. Болезни участников.
При подготовке велосипеда следует особо обратить внимание на:
1. Износ покрышек, протектор, его высоты и профиль.
2. Натяжение спиц и износ ободов
3. Регулировку переднего и заднего переключателей
Багажник должен иметь надежное крепление (желательно болтовое) и адаптированную к высоким нагрузкам конструкцию, чтобы не лопнуть при тряске на грунтовой дороге. Сварные швы лучше усилить. Все болтовые и резьбовые соединения должны быть смазаны и протянуты. Для того, чтобы во время езды руки не затекали нужно менять их положение, для этого лучше оборудовать велосипед рогами. Запасной комплект тормозных колодок (4 штуки) обязателен. Для горной местности рекомендую устанавливать на велосипед кассету с числом зубьев 32-34, чтобы в случае необходимости облегчить ход велосипеда в гору. Покрышки должны быть достаточно прочными и иметь антипрокольный слой, т.к. есть большая вероятность пробить колесо на камнях, коих бесчисленное множество на грунтовках.
Репеллент в мае в Киргизию можно не брать. Крылатых и кровососущих насекомых практически не было. Полтора комара не в счет.
Дождевик, горелка – практически обязательные вещи, которые рекомендую брать с собой.
Для GPS-навигатора и других энергоемких приборов рекомендую использовать литиевые батарейки. Они «живут» значительно дольше аккумуляторов и алкалайновых батареек.
Транспортировка
При транспортировке в поезде или на самолете велосипед должен быть упакован. В нашем случае это были чехлы из силикона прямоугольной формы с ручками для переноски. Для того ,чтобы уместить велосипед в чехол я снимаю оба колеса, сиденье опускается до упора. Откручиваются педали и задний переключатель. Он фиксируется между перьями на месте заднего колеса. Перья защищают переключатель с обоих сторон. Из колес вынимаются эксцентрики, чтобы они не проткнули чехол. Шатуны и колеса фиксируются к раме. Колеса также жалательно скрепить между собой. Руль выкручивается из выноса и фиксируется к верхней трубе рамы. Вилку я фиксировал в прямом положении, т.к. установлены полные крылья, которые не позволяют поворачивать её внутри чехла. Размещать велосипед в чехле лучше звездами вверх. Во-первых, чтобы не ставить на зубья велосипед, во-вторых, чтобы не порвать ими материал.
5. Схема маршрута
6. Высотный график маршрута
7. Групповое снаряжение
Снаряжение |
кол-во |
вес, кг |
Палатки |
|
|
3-х местная High Peak |
1 |
4,10 |
2-х местная Marmot |
1 |
2,20 |
Котлы, тросики |
|
|
Котел 3 л |
1 |
0,35 |
Котел 4 л |
1 |
0,30 |
Аптечки |
|
|
Аптечка групповая |
1 |
0,50 |
Ремнабор |
|
|
Ремнабор групповой |
1 |
2,00 |
Горелка |
|
|
Горелка MSR |
1 |
0,74 |
Горелка Primus |
1 |
1,50 |
Прочее |
|
|
Поварёжка малая пласт. |
1 |
0,03 |
Элеткронные устройства |
|
|
GPS навигатор |
1 |
0,20 |
Радиостанции |
2 |
0,40 |
Всего |
|
12,32 кг |
Групповое снаряжение на 1 человека: ~ 2,5 кг